«Социально- психологическое благополучие ребёнка» Подготовила: Заместитель заведующего по ВМР МАДОУ Детский сад 9 «Росинка г. Краснокаменск Забайкальский край Губанова Ольга Михайловна
«Золотое детство» «Почему мы называем наше детство золотым? Потому что мы играем, веселимся и шалим. Потому что окружает нас заботою семья, Потому что обожают нас родные и друзья!»
Почему? Потому что! На эти все «потому что» ребёнок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно. Права дошкольников обеспечивают Семья Государство Образовательные учреждения
Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приёмами, позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью, которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Физическое здоровье Спорт Здоровоепитание Экология
Социальное здоровье Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живём, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
Психологическое здоровье Это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам)
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека: Состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта Адекватное социальное поведение Умение понимать себя и других Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности Умение делать выбор и нести за него ответственность
подготовила Никонорова О.В. - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровье обогащения - это процесс, направленный на обеспечение физического, психологического и социального благополучия ребёнка Здоровьесбережение и здоровье обогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ Здоровьесберегающие технологии
подготовила Никонорова О.В. Цель здоровьесберега ющих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку Цель применительно ко взрослым Обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольнику и воспитание валеологической культуры. Создание условий для получения знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Цель здоровьесберегающих технологий
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании : Медико-профилактические Здоровьесбережение и здоровье обогащение педагогов дошкольного образования Валеологическое просвещение родителей Технологии социально-психологического благополучия ребенка Физкультурно-оздоровительные Что же такое технология? Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога
подготовила Никонорова О.В. Сущность педагогической технологии К этому виду технологий можно отнести технологию как педагогического, так и психологического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ Заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость) и включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности
«Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников»
Здоровье человека зависит не только от работы его органов Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: Позитивное настроение, в котором находится человек Высокий уровень психических возможностей Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение Благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревогой, страхом
Аспекты, рассматривающие психологическое здоровье: I аспект Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско-взрослая общность: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения
II аспект Продуктивный аспект Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.
Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей относится - сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью: Соматическое заболевание (дефекты психического развития) Неблагоприятные факторы (стрессы, воздействующие на психику ребёнка)
Нервные перегрузки: Каждый человек испытывает продолжительные стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей – это неврастения. Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Сонливость Неустойчивое настроение Расстройство сна Ухудшение аппетита Впоследствии дети могут страдать болезнями сердца, желудка, кишечника
Поддержка и укрепление психологического здоровья детей Основа психологического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей. Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение - важнейшие факторы сохранения здоровья детей.
Актуальные задачи образования: Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких Установление партнёрских взаимоотношений с семьей
Основные формы психологической работы Консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно- развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика
Воспитателям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: Педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей Уважительное отношение В случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться Доверие к ребенку Детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши
Воспитателям советы психолога Меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (поручения, задания и т. д.) Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит
подготовила Никонорова О.В. из «Декларации прав ребёнка» «…Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравст венному и психическому развитию. Сюда относится защита ребёнка: От национальной, классовой, социальной нетерпимости От рекламы алкогольной продукции и табачных изделий От пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства От распространения печатной аудио- и - видеопродукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию антиобщественное поведение
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья и нравственности ребёнка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей Экспертиза
Игротерапия Сказкотерапия Куклотерапия Анималотерапия Музыкотерапия Укрепление социально – психологического и нравственного здоровья детей через использование следующих технологий:
Ожидаемый результат Овладение дошкольниками простыми приёмами психологической регуляции Гармоничное развитие детей
Спасибо за внимание