Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С
Социологическое исследование: Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно- технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование позволяет решить такие важные социальные проблемы, как: отражение реального состояния социальных процессов; обновление планов и управленческих решений; выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений; анализ и обобщение опыта и прогнозирования социальных ситуаций; изучение противоречий и выработка рекомендаций по их преодолению; обеспечение действенного социологического контроля.
Этапы социологического исследования: дедуктивный индуктивный
Дедуктивный этап: разработка теоретической концепции (или ее вывода), так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта предмета исследования
Индуктивный этап: Социологический анализ собранного материала
Методы социологического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос, социальный эксперимент.
Наблюдение: Наблюдение в социологии это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются, когда нужно получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования.
Составляющие критерии: 1. Наблюдаемые. Количество человек, участвующих в исследовании, социально- демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками. 2. Обстановка. Местонахождение наблюдаемой ситуации, типичная для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы. 3. Цель деятельности группы. Случайно или закономерно наблюдается ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совпадают ли цели различных участников ситуации. 4. Социальное поведение. Характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе. 5. Частота и продолжительность. Время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.
Виды: Структурированное – неструктурированное; Включенное – невключенное; Полевое – лабораторное; Систематическое – случайное.
Разновидности документов: статистические, письменные, иконографические, фонетические.
Виды анализа документа: Качественный (традиционный) Формализованный (контент-анализ)
Опрос: Опрос это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социального взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Разновидности опроса: Анкетирование это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондента на систему стандартизированных ответов анкеты Интервьюирование – получение первичной информации при наличии контакта между исследователем (либо интервьюером) и респондентов
Контрольные вопросы: Дайте характеристику понятиям «метод» и «методология». Чем отличаются теоретические методы от эмпирических? Какие теоретические методы вам известны? В чем суть количественных (классических) эмпирических методов? Когда они возникли в современной социологии? Что такое переменная в социологическом исследовании? Чем отличается фундаментальное (научное) исследование от прикладного? Приведите примеры. Охарактеризуйте основные методологические различия количественного и качественного подходов в социологии.
Контрольные вопросы: Дайте характеристику основным этапам социологического исследования. Охарактеризуйте программу социологического исследования. Обоснуйте необходимость ее разработки. Из каких основных разделов состоит методологическая часть исследовательской программы? Охарактеризуйте некоторые из них. Что включает в себя методическая часть программы исследования? Что такое выборка? В чем суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования? Что такое социологическая анкета? В чем состоит ее специфика? Охарактеризуйте композицию социологической анкеты. Чем обусловлено содержание и структура каждой из ее частей? Какие типы вопросов существуют в социологической анкете? Дайте им характеристику.
Контрольные вопросы: Назовите и охарактеризуйте типы шкал, используемых в социологических исследованиях. Что такое контент-анализ? Какова его специфика и чем он отличается от традиционного анализа документов? Что такое фокус-групповое интервью? Дайте характеристику этапам его разработки и проведения. В чем суть социометрического метода? Опишите его методику. Охарактеризуйте основные методы обобщения и отображения результатов социологического исследования. В чем суть процедур эмпирической и теоретической типологизации? Опишите процедуру перекрестной группировки данных. Каковы основные способы поиска взаимосвязей между переменными в социологическом исследовании? Что такое «коэффициент корреляции» и как он применяется для установления интересующих социолога закономерностей? Каков социологический смысл энтропии? В чем сущность прогнозирования в социологических исследованиях? Дайте краткую характеристику основным методам прогнозирования социальных процессов. Как используются результаты социологических исследований в управленческой деятельности? Как оформляются результаты социологических исследований в зависимости от их типа (фундаментального и прикладного)?
Объясните, в чем заключаются различия между 1) методологией и методикой, 2) количественными и качественными методами, 3) генеральной и выборочной совокупностью, 4) точечным и повторным исследованием, 5) интерпретацией и операционализацией понятий, 6) программой и инструментарием исследования, 7) фундаментальным и прикладным исследованием.
Подберите к каждому термину в левой части таблицы соответствующее ему определение в ее правой части Метод наблюдения способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей Метод опроса метод, позволяющий воссоздать социальную реальность по некоторым показателям (индикаторам), которые можно выявить в документах Социологический эксперимент метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально- психологического взаимодействия между исследователем и респондентом Контент-анализ метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов опросника Анализ документов метод, позволяющий получить данные о межличностных отношениях в малых социальных группах Социометрический опрос метод, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта Анкетный опрос совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации
Заполните «пробелы» … - вопросы, которые используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок, возникающих у респондентов. … - вопросы, позволяющие выявить искренность ответов респондентов. … - вопросы, предлагающие воображаемую ситуацию, не требующую оценки личных качеств респондента или обстоятельств его деятельности вопросы, которые в перечне ответов содержат также позиции другое или что еще. … - вопрос, который предполагает, что респондент должен отметить интенсивность какого- либо явления или мнения, и чаще всего требует выражения ответа в баллах или процентах. … - вопросы, в которых респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов обязательно оговаривается). … - вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме. … - вопросы, позволяющие выяснить, относится ли респондент к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. … - вопросы, которые предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.