1. Потребности, блага, полезности. 2. Убывающая предельная полезность блага. 3. Равновесие потребителя. Кардиналистский подход. ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ © П.Г. Банщиков 1
Потребности – субъективные желания человека, которые он стремится удовлетворить Потребности, блага, полезности © П.Г. Банщиков 2 Классификация потребностей
© П.Г. Банщиков 3 Потребности, блага, полезности Рис Пирамида потребностей по А. Маслоу
© П.Г. Банщиков 4 Потребности, блага, полезности Благо – то чем потребитель удовлетворяет свои потребности Классификация благ По уровню доступности ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ОГРАНИЧЕННЫЕ) НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (СВОБОДНЫЕ) По способу употребления ЧАСТНЫЕОБЩЕСТВЕННЫЕ По характеру реакции на изменение дохода КАЧЕСТВЕННЫЕНЕКАЧЕСТВЕННЫЕ
5 © П.Г. Банщиков Потребности, блага, полезности ПОЛЕЗНОСТЬ это свойство блага удовлетворять определенные потребности потребителя Измерение полезности может осуществляться на основе количественного измерения абсолютной величины полезности (кардинализм) рангового оценивания полезности благ по порядковой шкале (ординализм)
6 Убывающая предельная полезность блага Функция полезности Функция полезности - зависимость между величиной полезности, полученной потребителем, и количеством потребляемых благ U – величина полезности, юбилей; Q x, Q y,…Q z - объёмы потребляемых благ X, Y,…Z за определенный период времени, единиц.
© П.Г. Банщиков 7 Убывающая предельная полезность блага Совокупная и предельная полезность Совокупная величина полезности (TU) - это суммарный эффект, полученный потребителем от набора различных благ Предельная полезность (MU) - это дополнительная полезность, полученная потребителем от последней (дополнительной) единицы (порции) блага
© П.Г. Банщиков 8 Убывающая предельная полезность блага Динамика совокупной и предельной полезности блага А Количество блага, ед. Q А Совокупная полезность, ют. TU Предельная полезность, ют. MU
© П.Г. Банщиков 9 Убывающая предельная полезность блага Рис Динамика совокупной и предельной полезности
© П.Г. Банщиков 10 Равновесие потребителя. Кардиналистский подход Оптимальный выбор потребителя (состояние равновесия) означает, что покупатель выбирает такой комплект товаров, который обеспечивает ему получение максимальной совокупной полезности при полном использовании бюджета, неизменных ценах и предпочтений потребителя
© П.Г. Банщиков 11 Равновесие потребителя. Кардиналистский подход Этапы формирования оптимального выбора потребителя 1) Первоначальное приобретение товаров. Благо Предельная полезность, ют., MU Цена, грн., P А505 В402 С203
© П.Г. Банщиков 12 Равновесие потребителя. Кардиналистский подход Этапы формирования оптимального выбора потребителя 2) Оптимальная структура приобретения товаров. Благо Предельная полезность, ют., MU Цена, грн., P А505 В202 С303
© П.Г. Банщиков 13 Равновесие потребителя. Кардиналистский подход Условия оптимального выбора потребителя (2-й закон Госсена или эквимаржинальный принцип): равенство взвешенных предельных полезностей благ Цены всех благ - равновеликие для потребителя
Благодарю © П.Г. Банщиков 14 ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ за внимание