Новообразования подросткового возраста: дифференциальная самооценка (в процессе кризиса она скачет), чувство взрослости как ощущение, критическое отношение ко взрослым, абстрактно-логическое мышление.
Негативные проявления психофизиологического развития: огромное количество половых гормонов приводит к временному рассогласованию моторных систем. Как следствие – нарушения настроения, головные боли, боли в суставах, вегетососудистая дистония; физиология развивается раньше «головы». Результат – отсутствие критического отношения к себе, импульсивное поведение, немотивированность поступков; формируется принципиально новый уровень взаимодействия с окружающим миром. В результате сверстники становятся референтной группой.
«Кто я? Какой я?» o активный поиск себя, своего места в жизни; o неудовлетворенность своими поступками и их результатами; o непонимание собственных желаний и чувств. странности в поведении, растерянность, агрессия, возбудимость, боязнь осуждения.
Потребности, актуальные для подростков: самоутверждение в позиции взрослого – потребность самостоятельно принимать решения в значимых ситуациях; быть признанным в среде сверстников; самореализация через расширение круга интересов, включение в различные виды деятельности; оценка своих возможностей методом проб и ошибок в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего, значимых для референтной группы, то есть сверстников.
Поведенческие реакции: реакция эмансипации; реакция группирования со сверстниками; реакция увлечений; реакция ; реакция имитации; реакция компенсации; реакция гиперкомпенсации.