Современные технологии коррекционной педагогики «Работа с трудными является пробным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива» (В.Мясищев)
Личность как объект и субъект образовательной технологии Личность - это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся а разнообразных обобщенных системах качеств как: совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих и эмоциональных актов; осознание окружающего мира и себя в нем; система потребностей; совокупность возможностей (способностей); совокупность реакций на внешние воздействия. Личность есть система социально значимых качеств, проявляющаяся в деятельности человека
Качества личности по К.К.Платонову: 1.Уровень темперамента включает качества, обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека. 2.Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, эмоций, воли. Мыслительные операции играют огромную роль в процессе обучения и социализации. 3.Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества умения, навыки, способы деятельности, привычки. Выделяются те, которые формируются в процессе учебной деятельности и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности. 4.Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения.
Структура качеств личности по И.П.Иванову Сфера знаний, умений, навыков; Способы умственных действий Самоуправляющий механизм личности Сфера эстетических и нравственных качеств личности Сфера действенно-практических качеств Сфера творческих качеств Сфера физического развития
Принципы коррекционной педагогики Принцип гуманистической направленности; Принцип педагогического оптимизма; Принцип социально-адаптирующей направленности; Принцип специального педагогического руководства; Принцип ранней педагогической помощи; Принцип здоровьесбережения; Принцип коммуникативной направленности; Принцип коррекционной и практической направленности; Общедидактические принципы.
Образовательная технология Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесс, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К.Селевко) 1. Метатехнологии представляет образовательный процесс на уровне реализации социальной политики. 2. Макротехнологии или отраслевые охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной области. 3. Модульно-локальные технологии раскрывают отдельные части обучения и воспитания, направлены на решение частных задач (отдельных видов деятельности, технология уроков, занятия и др.) 4. Микротехнологии –направлены на решение узких оперативных задач (контактно-личностный уровень)
Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три аспекта: 1.Научный: является научно разработанным решение определенной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики; 2.Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов; 3.Процессуально-деятельностный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию. Реализацию целей и анализ результатов.
Основные качества современных педагогических технологий Системность (множество интегральных свойств и качеств); Комплексность (многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов); Целостность (общее интегральное качество при сохранении специфических свойств элементов); Научность; Концептуальность; Развивающий характер; Структурированность; Иерархичность; Логичность; Алгоритмичность; Преемственность. Вариативность и гибкость Процессуальность; Эффективность; Воспроизводимость.
Источники и составные части инновационных педагогических технологий - Социальные преобразования и новое педагогическое мышление; - Исследования в области педагогики, психологии и др наук; - Передовой педагогический опыт; - Достижения технического прогресса; - Отечественный и зарубежный опыт прошлого; - Этнопедагогика (народная педагогика)
Технологии по направлениям модернизации Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (индивидуальный подход, личностно- ориентированные технологии); Педагогические технологии на основе активизации деятельности детей (технология проектной деятельности, технологии кинезиологии); Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования (модульные коррекционные программы, программированное обучение, технология проблемного обучения); Технологии на основе усиления социально-воспитательных функций (здоровьесберегающие); Психолого-педагогические технологии (коррекции эмоциональной сферы, холдинг-терапии, «сенсорной комнаты», релаксационные, мотивационные, технология сопровождения); - педагогические технологии на основе информационных- коммуникационных средств; - альтернативные технологии (вальдорфская педагогика Р.Штейнера, методика М.Монтессори)