Психология физической культуры
Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. Спорт, одно из средств воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля.
Платонов К.К. анализируя общую систему личности, разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: Социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); Индивидуальные особенности различных психических процессов.
спортивная деятельность способствует решению: Нравственных задач; Волевых задач; Эстетических задач; Интеллектуальных задач формирования личности человека и спортсмена.
формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали; воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т.п.); формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы; развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.
обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения; развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании.
воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству; формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности; всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности, формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях спортивной деятельности, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.
Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность.