Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (Свадковский И.Ф.)
При организации воспитательной деятельности учитываются: - психологические особенности развития детей-сирот; - знания особенностей каждого воспитанника, обеспечение развития индивидуальных особенностей; - восстановление у детей утраченного "базового доверия к миру"; - развитие чувства защищённости; - преодоление в их сознании комплекса неполноценности; - формирование навыков противостояния отрицательным явлениям окружающей действительности.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями: 1. Через приобщение воспитанников к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. 2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта. 3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают при овладении учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно- нравственной воспитанности могут быть: - наличие у молодого человека научного мировоззрения; - наличие чувства внутренней свободы у учащихся, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; - стремление к самореализации; - адекватность самооценки; - сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.
Цели процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей: 1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы. 2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребёнка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции). 3. Корректировка системы ценностей с учётом выработанных обществом нравственных принципов.
В целях формирования ценностных ориентаций учащихся могут быть использованы следующие формы и методы работы: анкетирование дискуссия диспут тематические классные часы проблемные ситуации упражнения игры тренинги тематические мероприятия изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий изучение традиций и обычаев образовательного учреждения.