Новые воспитательные технологии Туркина В.Ю. зам. директора по ВР МОУ СОШ 3 имени А.И.Томилина г.Советская Гавань
Виды технологий Виды технологий Промышленные Промышленные Социальные Социальные ( исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются физические, психические или личностные характеристики; это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели).
Понятие «технология» в педагогике Процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. Процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, осуществляемых в процессе производства продукции. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, осуществляемых в процессе производства продукции. Определенная последовательность применения методов в процессе преобразования исходных материалов, позволяющим получить продукт с заданными параметрами. Определенная последовательность применения методов в процессе преобразования исходных материалов, позволяющим получить продукт с заданными параметрами.
Педагогическая технология Совокупность и последовательность реализации педагогических методов, приемов и средств, позволяющих придать конкретному педагогическому явлению(объекту воздействия) заданные ранее свойства и качества.
Воспитательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Алгоритм функционирования и создания воспитательной технологии: Алгоритм функционирования и создания воспитательной технологии: 1. Ориентировка (формирование представления о воспитательных целях) 2. Исполнения (реализация методов, приемов и средств воспитания) 3. Контроль и корректировка.
Признаки воспитательной технологии Признаки воспитательной технологии Воспитание приобретает целостный (комплексный ) характер; Воспитание приобретает целостный (комплексный ) характер; Привлечение к воспитательной деятельности лиц, владеющих технологическими операциями; Привлечение к воспитательной деятельности лиц, владеющих технологическими операциями; Четкое соблюдение воспитательных этапов. Четкое соблюдение воспитательных этапов.
Технологии воспитания коллективное творческое дело коллективное творческое дело шоу- технологии шоу- технологии ( организация публичных конкурсов, соревнований, КВН) ( организация публичных конкурсов, соревнований, КВН) групповая проблемная работа групповая проблемная работа ( разработка проектов) ( разработка проектов) диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты), диалог «педагог- воспитанник»), диалог «педагог- воспитанник») тренинг общения тренинг общения «информационное зеркало» «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды) (различные формы настенных объявлений, стенды)
Моделирование воспитательной технологии Как метод исследования объектов на их моделях- аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; Как метод исследования объектов на их моделях- аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; Как построение и изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений. Как построение и изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы его применения. По характеру моделей выделяют: 1. Предметное моделирование 2. Знаковое моделирование
Целеполагание в воспитательной технологии Цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания: создание условий для развития личности.
Компоненты модели воспитательной технологии Субъект- объектный компонент; Субъект- объектный компонент; Целевой компонент; Целевой компонент; Содержательный компонент; Содержательный компонент; Деятельностный компонент; Деятельностный компонент; Результативный компонент. Результативный компонент.
Воспитательный процесс Воспитательный процесс - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно- педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Главные черты воспитательного процесса: - целостность - системность - цикличность - технологичность.
Тренинг общения Структура тренинга общения: 1. Разминка; 2. Упражнения; 3. Итоговая рефлексия. Условия: форма расположения, позиция ведущего (тренера).
Шоу- технологии Три особенности: деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий. Структура: 1. Подготовка; 2. Реализация; 3. Анализ итогов.
Групповая проблемная работа. Работа с вербальным ( словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Задачи: познавательная, организационная, аксиологическая. Структура: 1. Создание проблемной ситуации; 2. Постановка задачи; 3. Правила; 4. От индивидуального к групповому продукту; 5. Продукт проблемной работы.
Диалог «педагог воспитанник» Структура : Стадия накопления согласий; Стадия накопления согласий; Стадия поиска интересов; Стадия поиска интересов; Стадия приятия особенных качеств; Стадия приятия особенных качеств; Стадия выяснения «опасных» качеств; Стадия выяснения «опасных» качеств; Стадия совместного анализа; Стадия совместного анализа; Стадия выбора действия. Стадия выбора действия. Общие принципы развития контакта: 1. Этапность, стадии; 2. Внимание к признакам готовности и переходу на новую стадию; 3. Стимулирование сближения.
Стадия накопления согласий. Приемы: Нейтральные высказывания; Нейтральные высказывания; Обращение; Обращение; Просьба о помощи; Просьба о помощи; Юмор. Юмор.
Стадия поиска интересов. Построение фраз типа «да…но..»; Построение фраз типа «да…но..»; Подчеркивание особенности, оригинальности высказывания школьника; Подчеркивание особенности, оригинальности высказывания школьника; Просьба о детализации; Просьба о детализации; Фиксация эмоциональных взаимодействий; Фиксация эмоциональных взаимодействий; Предоставление возможности для проявления школьником своей компетентности; Предоставление возможности для проявления школьником своей компетентности; Уступки в оценках. Уступки в оценках.
Стадия принятия особенных качеств. Демонстрация приятия школьника вообще и его высказываний о себе в частности; Демонстрация приятия школьника вообще и его высказываний о себе в частности; Запрет на возражение, спор, переоценку заявленных школьником качеств; Запрет на возражение, спор, переоценку заявленных школьником качеств; Запрет на демонстративное сомнение в наличии этих качеств. Запрет на демонстративное сомнение в наличии этих качеств.
Стадия выявления качеств, неблагоприятных для взаимодействия. Осторожные расспросы и обсуждения. Обстановка: доверительной, разговор полушепотом, близкое расстояние друг от друга, «чаевые» ритуалы. Рассказы о прошлых событиях своей жизни, о людях, которые его окружают.
Стадия совместного анализа. Анализ в общении с подростком своих неоднозначных мотивов и намерений при совершении тех или иных действий; Анализ в общении с подростком своих неоднозначных мотивов и намерений при совершении тех или иных действий; Совместный анализ причин несовершения подростком тех или иных проступков, даже асоциальных действий; Совместный анализ причин несовершения подростком тех или иных проступков, даже асоциальных действий; Просьба сравнивать себя с обычным средним человеком и совместное обсуждение этого сравнения Просьба сравнивать себя с обычным средним человеком и совместное обсуждение этого сравнения
Стадия выбора действий Совместная с подростком выработка правил, приемов действия в той или иной ситуации и в жизни в целом. Договор не только удерживает, закрепляет, стабилизирует результаты, но и служит формой укрепления возникшего, объединяющего педагога и подростка чувства «мы» - важного внутреннего защитника для трудного школьника
Диалоговые технологии Дебаты- интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины
«Информационное зеркало». Опыт активного отношения к публичной графической информации. Психологические основания: 1. Включение внимания. 2. Поддержание внимания. 3. Понимание информации. 4. Отношение. 5. Действие в отношении информации. Технологическая цепочка. 1. Создание установки на будущую информацию. 2. Появление информации. 3. Открытие обратной связи. 4. Действие с информацией.
Коллективное творческое дело Структурная схема КТД: Совместное решение о проведении дела; Совместное решение о проведении дела; Коллективное планирование; Коллективное планирование; Коллективная подготовка; Коллективная подготовка; Проведение дела; Проведение дела; Коллективный анализ; Коллективный анализ; Решение о последействии. Решение о последействии. Результат: позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.