ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1155 ОТ Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Н.М. СУРИНА МЕТОДИСТ ИДЦ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее – Стандарт) Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию; Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ дошкольного образования: сотрудничество с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам; традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение следующих целей Повышение социального статуса дошкольного образования; Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи Стандарта Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
Задачи Стандарта Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Задачи Стандарта Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Стандарт является основой для Разработки Программы; Разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы); Разработки нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта; Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФГОС ДО направлен На обеспечение и исполнение Государственных гарантий; На удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования; На обеспечение комплексного подхода в развитии детей на данной ступени общего образования;
Стандарт включает в себя требования к: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
При разработке Программы Организация самостоятельно определяет Продолжительность пребывания детей; Режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности; Предельную наполняемость групп; Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в т.ч. ГКП, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от 2-х месяцев до 8-ми лет, в том числе разновозрастных групп.
Содержание Программы и направления развития и образования детей (далее – образовательные области) Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; Характер взаимодействия со взрослыми; Характер взаимодействия с другими детьми; Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа состоит из Обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Программа включает 3 основных раздела 1) Целевой, включающий в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы; 2) Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей; 3) Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы.
Дополнительным разделом Программы является Текст ее краткой презентации, который должен быть ориентирован на родителей (законных представителей) детей и доступен для ознакомления с указанием: Возрастных и иных категорий детей, на которых ориентирована программа, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья (если предусмотрена реализация Программы для этой категории детей); Используемых Примерных программ; Характеристики взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: - к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к развивающей предметно-пространственной среде - к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования на этапе завершения ДО 1. Овладевает культурными способами деятельности 2. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности 3. Способен выбирать себе род занятия 4. Обладает установкой положительного отношения к миру 5. Взаимодействует со сверстниками и взрослыми 6. Способен договариваться, учитывая интересы другого 7. Способен к сопереживанию 9. Владеет разными формами игры 10. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам 11. Достаточно хорошо владеет устной речью 12. У ребенка развита моторика, подвижность, выносливость; владеет разными движениями; управляет и контролирует 13. Способен к волевым усилиям, способен принимать собственные решения 14. Проявляет любознательность, задает вопросы, гипотезы-объяснения, склонен наблюдать, экспериментировать 8. Обладает развитым воображением 15. Обладает знанием о себе, природе, предметном и социальном мире
Спасибо за внимание! Апробация всего нового – дело трудное, желаю всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению ФГОС ДО, гарантирующей успех маленьким россиянам.