Автор: ученица 10 класса МБОУ СОШ 18 Крамаренко Юлия Сергеевна Руководитель: учитель кубановедения МБОУ СОШ 18 Саленко Любовь Васильевна
Актуальность Старообрядчество – традиционная русская конфессия. Поэтому исторический опыт старообрядчества и выдающееся культурное наследие, хранителем которого оно являлось на протяжении веков, все более привлекает ученых различных гуманитарных дисциплин. Привлекает эта тема нас, современных школьников, ещё и потому, что 4 сентября 2014 года будет 20 лет со дня заселения старообрядцев в селе Кулешовка. А мы очень мало знаем об особенностях их жизни и вере, а очень бы хотелось поближе познакомиться с обычаями проживающих рядом с нами людей.
Цель: познакомиться с историей, обычаями, традициями старообрядцев села Задачи: 1)проследить ход становления и развития церковной организации кубанских старообрядцев; 2)показать особенности кубанского старообрядчества, обусловленные сословной принадлежностью его последователей и региональной спецификой; 3)определить численность старообрядцев в пределах села; 4) выявить специфические черты старообрядцев, отношение к старообрядцам окружающих людей
Объект: история старообрядческой общины и её церковной организации в селе Кулешовка Проблема: Что является причиной поселения старообрядцев в с.Кулешовка, в чём их особенность. Гипотеза: через изучение подлинной истории старообрядничества идёт восстановление духовных и религиозных традиций общества, без которых невозможно решение многих социальных и нравственных проблем, возникших на современном этапе развития.
Прогнозируемые результаты: Сбор информации о старообрядцах, проживающих в настоящее время в селе Кулешовка. Практическая значимость работы: материал проекта и его выводы можно использовать при изучении религиозных течений на Кубани и духовной культуры кубанского казачества, а также при составлении исторических описаний отдельных населенных пунктов района. Кроме того, данная работа, может использоваться на уроках Кубановедения, как дополнительный материал.
Методы исследования: - поисково-исследовательский; - беседа - эмпирический метод;
Старообрядчество Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего с Церковью Константинопольской.
Отличительные черты от православия -Использование двуперстного крестного знамения -не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным. -богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око». -нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. -крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке). -в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п. более широко используются погласицы в церковном чтении.
Староверы села Кулешовка. Начало заселения на территорию села- 4 сентября 1994 года. В настоящее время проживает более 10 семей.
Старинные книги староверов
Здесь хранится история
Страницы истории
Лестовка
Старообрядческие иконы
Левая сторона Оборотная сторона Лицевая сторона Оборотная сторона Распятия медные ХIХ в.
Дедушка Савин
Из семейного архива семьи Лачугиных
Дружная семья
Поминальный обряд
Старообрядцы
Выводы 1. Старообрядчество в России возникло в результате церковного раскола XVII века, а в регионе появилось в результате переселения сюда старообрядцев. 2. Наблюдается динамика роста старообрядческого населения. Вместе с тем, отметим определенный духовный кризис в старообрядческой среде и возврат в отдельных случаях в официальное православие. 3. Материальная и духовная культура староверов села типична для беспоповщинских уральских общин. 4. Фотографии семьи Лачугиных подтверждают, что казаки-староверы предметами материальной и духовной культуры, поведением в быту, даже своим внешним обликом выделялись из общей массы жителей села. Однако они во взаимоотношениях с «миром» довольно открыты. 5. Отмечаются изменения в положительную сторону окружающих людей по отношению к староверам.
Результаты работы -Материалы и выводы исследования могут найти применение на уроках истории и кубановедения. -Данная работа займёт достойное место в музее школы, чтобы будущее поколение знало всё о религиозной жизни людей села Кулешовка.
Спасибо за внимание!