Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад 71» 2014 год
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Цель программы: психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. В соответствии с целью задачи Программы разделены на три блока. Задачи: Задачи адаптации: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; Задачи социализации: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок к учебной деятельности; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Задачи самоутверждения: Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
Программа предусматривает образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Целью коррекционной работы является: обеспечение овладением детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность детей к обучению в общеобразовательной школе.
Основная образовательная программа разработана с учетом концептуальных положений примерной основной общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Радуга», [Под редакцией Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьева] – М. : Просвещение, – 111 с. и Общеобразовательной программы развития и воспитания детей до трех лет «Кроха», авторы Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеева, Н.П.Кочеткова. Н.Новгород.НГЦ,1998 и рассматривается, как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.
Содержание программы: 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы значимые для разработки и реализации Программы характеристики 2. Содержательный раздел Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Образовательная деятельность по профессиональной коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи 2.2. Вариативный формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.5. Наиболее существенные характеристики содержания Программы(специфика национальных, социо-культурных и иных условий) 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Распорядок и режим дня 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй Цель взаимодействия с семьёй сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации; повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей; убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста; учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями; помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями; постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.