Психолого-педагогические аспекты адаптации обучающихся Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012 Ангарск, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация школьников при переходе в другую школу.
Advertisements

Семинар-практикум «Адаптационный период в школе».
«Адаптационный период в 5 классе» Педагог-психолог:Гарина Л.П.
Дети «группы риска» Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г.Павлово Жидкова Н.И.
Семинар-практикум на тему: «Адаптационный период в школе»
«Адаптационный период пятиклассников». Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный.
Тема: Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета.
Значение самовоспитания в преодолении проблем трудновоспитуемости Составитель презентации социальный педагог гимназии 2 г.Сургута Тюменской области: Луцык.
Система работы классных руководителей с детьми «группы риска» и принципах взаимодействия в этой работе с администрацией школы. 2005г. МОУ СОШ п.Южный.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Цель: создание условий для сплочения коллектива..
Адаптационный период для первоклассников. Значение слова « адаптация » Термин " адаптация " имеет латинское происхождение и обозначает приспособление.
Трудные дети (С. Давидович) Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной, как.
Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Адаптация первоклассников к школе. Подготовила педагог- психолог Мячина С.А.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Сыктывкар 2011 г. 1.Выступление методиста Макаровой А.В. «Специфика адаптационного периода 10-классников к обучению в новом учебном заведении»; Анализ.
Модель методической службы, работающей в инновационном режиме, в условиях реализации ФГОС ОО Митянина Ольга Викторовна заместитель директора по информатизации.
Транксрипт:

Психолого-педагогические аспекты адаптации обучающихся Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012 Ангарск, 2012

«Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити. Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили….. Поздно учли….. Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли.» С. Давидович

Что такое «Адаптация»? Адаптация (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. лат. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Структура адаптации: социальная - к социальной среде; социальная - к социальной среде; психологическая - построение взаимоотношений с конкретным человеком; психологическая - построение взаимоотношений с конкретным человеком; педагогическую - к требованиям учителя, объему материала, и др.; педагогическую - к требованиям учителя, объему материала, и др.; эргономическая - рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др. эргономическая - рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др. Социально-психологическая адаптация требует определенных навыков, личностных качеств, развитого самосознания, которое включает в себя и самооценку личности. Социально-психологическая адаптация требует определенных навыков, личностных качеств, развитого самосознания, которое включает в себя и самооценку личности.

Две стороны процесса адаптации Адаптация Учебная адаптация Социальная адаптация Несмотря на различие сторон адаптации (учебную и социальную), отмечают их тесную взаимосвязь. Успешность овладения специальными знаниями влияет на социальную позицию новичка в коллективе, на его отношение к этому коллективу. И наоборот, полнота включения молодого человека в социальную жизнь коллектива обуслов­лена его деятельностью на учебном поприще.

Этапы процесса адаптации: 1. «Знакомство» 2. «Завоевание личностного пространства» 3. «Перемирие» 4. «Вливание»

Показатели адаптации: Успешная адаптация Дезадаптация Высокий социальный статус индивида в данной среде, а также Его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами. Перемещение индивида в другую социальную среду, формирование негативных личностных качеств и асоциальной направленности, отклонения в поведении, возникновение соматических заболеваний

Нарушения адаптации: Реакция активного протеста; Реакция активного протеста; Реакция пассивного протеста; Реакция пассивного протеста; Реакция тревожности и неуверенности. Реакция тревожности и неуверенности. Причины дезадаптации: индивидуальные характеристики ребенка; индивидуальные характеристики ребенка; влияние социально-экономических и социально-культурных условий. влияние социально-экономических и социально-культурных условий.

В помощь классному руководителю: Изучить документацию вновь прибывшего обучающегося; Изучить документацию вновь прибывшего обучающегося; Ознакомить вновь прибывшего ученика с Ознакомить вновь прибывшего ученика с правилами поведения и режимом работы новой школы; Сформировать представление о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе; Сформировать представление о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе; Создать доверительные отношения; Создать доверительные отношения; Создать ситуацию успеха в учебной деятельности, оказать помощь в поиске личностного смысла и мотивации учения; Создать ситуацию успеха в учебной деятельности, оказать помощь в поиске личностного смысла и мотивации учения; Работать с классом по принятию новичка в коллектив; Работать с классом по принятию новичка в коллектив; Осуществлять наблюдение и контроль за протеканием процесса адаптации обучающегося. Осуществлять наблюдение и контроль за протеканием процесса адаптации обучающегося.

Напутствие новичку: уверенное поведение; уверенное поведение; начать знакомство с классом в первый же день; начать знакомство с классом в первый же день; не нужно пытаться понравиться всем - это невозможно; не нужно пытаться понравиться всем - это невозможно; следует быть естественным, не притворяться; следует быть естественным, не притворяться; на уроке не мешать отвечать одноклассникам; на уроке не мешать отвечать одноклассникам; включаться в разговор на переменке, но лучше никого не обсуждать; включаться в разговор на переменке, но лучше никого не обсуждать; если кто-то пригласит нового ученика принять участие в групповых развлечениях, не стоит отказываться; если кто-то пригласит нового ученика принять участие в групповых развлечениях, не стоит отказываться; если в классе несколько новичков, можно объединиться; если в классе несколько новичков, можно объединиться; следует поговорить и наладить отношения с учителями, прояви интерес к их предметам. следует поговорить и наладить отношения с учителями, прояви интерес к их предметам.

Удачи Вам, сельские и городские, Уважаемые Учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы. Одни – как в клетку, другие – как в храм! Р. Рождественский