Основные причины подросткового и молодежного суицида и возможности его предупреждения Алеся Сергеевна Чернявская старший научный сотрудник Национального института образования
Совокупность обстоятельств, приводящих к самоубийству первый круг – индивидуально-личностные особенности суицидента второй – ситуационно-личностные и третий – статусно-личностные
Доминирующие мотивы подростковых самоубийств "дать понять окружающим, в каком ты отчаянии" – около 40% случаев; "заставить сожалеть тех, кто плохо с тобой обращался" – около 30% случаев; "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, действительно ли другой тебя любит" – 25% случаев; "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" –25% случаев; "призыв о помощи" – 18% случаев.
Причины подростковых самоубийств 1.Лично-семейные конфликты. 2. Конфликты, связанные с работой или учебой. 3. Проблемы со здоровьем. 4. Конфликты из-за отклоняющегося поведения. 5. Материально-бытовые трудности.
Микросочинение Взгляд на самоубийство с разных точек зрения 1. Когда вы впервые услышали о самоубийстве (суициде, осознанном уходе из жизни), что Вы об этом подумали? 2. Приходилось ли Вам читать в книгах или видеть в кинофильмах, как главный герой совершает самоубийство? Что вы при этом испытывали? 3. Возможно ли возникновение такой ситуации, в которой вы бы могли совершить самоубийство? Если вы думали когда-нибудь совершить суицид, то кто или что вас остановило? Что вообще помогает вам находить выход в кризисной ситуации? 4. Случалось ли вашим друзьям (знакомым) говорить о желании лишить себя жизни или даже кому-то предпринимать подобные попытки? Какой была реакция окружающих на подобные разговоры или попытки? 5. Обсуждали ли вы когда-нибудь со своими друзьями или знакомыми нравственную сторону суицида? Можно ли оправдать совершенный самоубийцей поступок? Если да, то чем? А, может быть, все самоубийцы - это психически больные люди? 6. Как вы считаете, много ли молодых людей в Беларуси задумываются над возможностью уйти из жизни вследствие возникших трудностей? Что может явиться причиной такого поступка? 7. Как, какими действиями или словами эти молодые люди показывают окружающим, что у них есть проблемы и нужна помощь? Кто или что может удержать от совершения суицида подростка или молодого человека? 8. Как вы считаете, влияет ли употребление алкоголя и наркотиков, какие-то передачи по ТВ или видеофильмы на увеличение суицидальных попыток?
Группы подростков наиболее склонные к суицидальному поведению 1. Пытавшиеся покончить с собой или сообщавшие о подобных намерениях. 2. Страдающие алкогольной, наркотической или токсической зависимостью. 3. В семьях которых или в близком окружении есть самоубийцы. 4. Физически неполноценные или страдающие хроническими, смертельными заболеваниями. 5. Психически больные, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями. 6. Переживающие тяжелые утраты (например, развод родителей или их смерть и т.д.) 7. Проживающие в тяжелых материальных условиях и испытывающие на себе физическое, психическое и иные виды насилия.
Виды профилактических мероприятий информационно- обучающие психологические медицинские социальные
Первичная профилактика поддерживание доверительных отношений с учениками организация с учащимися и родителями предупредительных бесед и разговоров с целью разрушить мифы и заблуждения, сопутствующие большинству самоубийств раннее распознание и выявление лиц с суицидальной активностью
МИФЫ о самоубийстве те, кто говорит о суициде, никогда его не совершают тенденция к суициду наследуется ничего не может остановить молодого человека, если он уже принял решение покончить с собой все самоубийцы страдают психическими заболеваниями и они не хотят принимать помощь окружающих
Антисуицидальные факторы тесные эмоциональные связи с родителями (семьей) и друзьями атмосфера благополучия в доме и любви к жизни, нежелание причинить боль родным и близким наличие различных источников получения положительных впечатлений чувство долга и ответственности наличие планов, определяющих цель в жизни вера в Бога наличие эстетических чувств страх перед физическими страданиями, а также боязнь стать инвалидом в случае неудавшейся попытки
Вторичная профилактика. Принципы построения диалога с подростком, высказывающим желание покончить жизнь самоубийством внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности облегчить перед кем-то свою душу правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы привести конструктивные способы ее решения одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей
Правила общения сверстников с подростком суицидентом больше слушать сдерживать желания утешить или рассказать свою историю задавать вопросы, составляя их из слов собеседника или своих собственных, но отражающих суть уже сказанного просить повторять или уточнять некоторые фразы, побуждая подростка яснее выражать свои мысли давать возможность понять суициденту, какие чувства испытывает к нему или к себе его собеседник искать изменения в понимании проблемы быть готовым вовремя отойти в сторону, чтобы предоставить возможность самоубийце далее самостоятельно анализировать произошедшее
Третичная профилактика. Правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершил самоубийство избегать сказок и полуправды говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о трагедии, но и о счастливых моментах, проведенных с ушедшим давать возможность выплеснуть эмоции преодолевать возможные фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возникающих конфликтов помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь
Спасибо за внимание Алеся Сергеевна Чернявская