Тема: Обобщение сведений о предлогах и союзах
Цели урока: Обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах. Дать объяснение роли служебных частей речи в предложении. Развитие письменной и устной речи учащихся.
Основная часть урока. Вопросы и задания на повторение. 1. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга? 2. Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными? 3. Чем отличаются составные предлоги и союзы от простых? 4. Расскажите о слитных и раздельных написаниях предлогов. 5. Какие бывают союзы? Что связывают сочинительные и подчинительные союзы? 6. На какие группы делятся сочинительные союзы? 7. По значению подчинительные союзы бывают какие? 8. Расскажите о слитном написании союзов также, тоже, чтобы.
Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже. Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. Она, петь, он, русские, сказки. Она, быть, верная, «подруга дней суровых», опальный, поэт. Задания на повторение.
Работа с текстом. Прослушайте получившийся текст. Арина Родионовна нянчила Пушкина. Она пела ему русские сказки. Она была верной «подругой дней суровых»опальному поэту. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.
Попробуйте составить предложения из данных слов: В, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как. Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Разбейте данные слова на две группы: предлоги, союзы. Слов какой части речи больше? В, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как. Запишите группы слов в тетрадь.
Редактирование текста. Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С. Пушкина они взяты? Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит. С помощью каких слов можно восстановить стихотворение? Запишите в тетрадь правильный вариант.
Самопроверка. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Задание по теме. Формулировка правила. Выпишите сочетания « предлог + существительное» Сформулируйте : Для чего служат в предложении предлоги?
Самопроверка. Под небесами, на солнце, подо льдом. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении. Задание по теме. Формулировка правила. Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте: Какую роль в предложении выполняют союзы?
Самопроверка. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Ребята, вы можете себе представить, что о предлогах существуют даже стихотворения. Вот один из них. Нет предлога Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: « Что значит- «по»? «Что значит- «за»? И «за» и « по»- предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И – мчатся ПО дороге!... Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
Физкультминутка. Зарядка для глаз. По какому признаку можно распределить предлоги и союзы на две колонки? Работа у доски. Распределите предлоги и союзы на две колонки. Предлоги: Производные, непроизводные. Союзы: Сочинительные, подчинительные.
Самопроверка Производные : Производные : По причине Мимо. Несмотря на В течении Сочинительные союзы: Сочинительные союзы: И, а, но, или, либо. Непроизводные: Непроизводные: На, за, в, от, по, из-за из-за Подчинительные союзы: Подчинительные союзы: Потому что, так как, чтобы, если, когда
Работа с учебником Упражнение 353 Итог урока. Выставление оценок. Д.З. Упражнение 355.