Интерактивные формы работы на разных его этапах на уроках ОРКСЭ Учитель русского языка и литературы Дядюсь Е.П.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации той или иной деятельности. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Одна из целей использования интерактивных форм на уроках состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
I. Организационный момент (настрой на урок) Звучит песняпесня
Введение в тему Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему. Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы- волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло. Объявление темы урока
II. Актуализация опорных знаний по теме. Загадка: - Кто в лесу зимой холодной Ходит злой, голодный?
«Волк и теленок»
III.Формирование новых знаний Работа со стихотворением А.Барто «Зеркало»
Игра (в образовании): один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Игра «Доскажи словечко» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. Зазеленеет старый пень, Когда услышит: … Растает ледяная глыба От слова доброго...
Когда бранят за шалости, Мы говорим:... Если больше есть не в силах, Скажем маме мы:...
Игра «Угадай героя» Дети делятся на группы, в каждой группе задумывается известный сказочный или литературный герой (добрый или злой). Один ребенок из группы рассказывает о герое, не называя его имени, по плану: - где живет герой - как выглядит - какие дела совершает
Работа с притчей «Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:...» Что могло сказать Добро?
«Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Можно ли героев иллюстраций назвать добрыми? Хочется ли вам быть похожими на них? Почему?
Физминутка «Сундучок комплиментов» «Поиск общего» «Комплименты»
Работа в группах Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если: расстроенная подруга плачет; приятель в компании беззастенчиво врёт; родители несправедливо сердятся; брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
Итог урока Стихотворение Юрия Шмидта: Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя, Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло? Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло – их некем заменить.
Игра «Купон на добрую услугу» Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело. Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на парту. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому- нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны) Есть ли среди вас те, кто хотел бы воспользоваться им прямо сейчас? (Можно попробовать поиграть прямо на уроке). Эта игра – домашнее задание до следующего урока, где и обсудим ее результаты.
Рефлексия entin_yu._-_doroga_dobra_(zaycev.net).mp3
Шляпы В зависимости от цвета шляпы учащиеся получают задание: - желтая: что было хорошо, полезно, познавательно, интересно на уроке. - красная: какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке. - зеленая: творческая (вспомнить пословицы и поговорки о добре и зле)
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация. Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину? Дети. Мир, Как прекрасен этот мир, Добро побеждает зло и т.д
???????????????? Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: – Зачем столько птиц? Император ответил: – У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми. – Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец. – Каких птенцов? – спросил император. – У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? – Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал: – У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! – Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: – И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.
Работа со сказкой «????????????». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим.) Вопросы для обсуждения: - Какая цель была у Гадюки? - Достигла ли она своей цели? - Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка? - Что можно о нем сказать?