Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо
Кто автор технологии РКМЧП? « Critical thinkin»- технология РКМЧЧИП разработана в конце 20 века в США ( Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит)
Критика - изучение или обсуждение чего- либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, - умение обосновать ее, - способность выслушать собеседника, - тщательно обдумать аргументы, - проанализировать их логику. Критическое мышление
Признаки критического мышления: КМ есть мышление самостоятельное; Информация является отправным, а не конечным пунктом КМ; знание создаёт мотировку, без которой невозможно мыслить критически. КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем. КМ стремится к убедительной аргументации. КМ есть мышление социальное.
Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.
Цель применения технологии РКМЧП: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМЧЧИП: Формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе « учитель – ученик» Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Базовая учебная модель: Вызов(evocation stage); Осмысление ( realization of meaning)- смысловая стадия; Рефлексия(reflection)- размышление.
Приемы РКМЧП: Кластер (графическая организация материала)
Приемы РКМЧП: Инсерт ( интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее
Приемы РКМЧП: Таблица «З-Х-У» Таблица «Н-С-О» ЗнаюХочу узнатьУзнал НаблюдаюСпрашиваюОтвечаю
Приемы РКМЧП: Двойной дневник Что привлекло мое внимание в тексте? Мои комментарии
Приемы РКМЧП: Синквейн(фран. «Cing» пять) 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Приемы РКМЧП: Вводный вопрос Корзина идей Пересказ наперебой РАФТ Подсказка - приводится краткая информация с целью вызвать любопытство.
Приемы РКМЧП: Чтение со стопом( с остановками)- текст читается фронтально, учитель во время остановок задаёт вопросы. Уголки Свободное письмо-краткое изложение того, что ученики узнали, а также отношение к узученному. Авторское кресло
Приёмы РКМЧЧП: « Толстый» и «тонкий» вопросы ТолстыйТонкий Объясните почему?Кто? Что? Когда? Почему вы так думаете? Может ли? Мог ли? Предположите, что будет, если…? Было ли? Будет ли? В чём различие?Согласны ли вы…? Почему вы считаете? Верно ли…?
Приёмы РКМЧЧИП: Ключевые термины- приводится 4-5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.
Приёмы РКМЧП: ПМИ, или Плюс- Минус- Интересно- табличная форма, которая применяется для работы с « сухими» отрывками. Парная работа- 2 ученика читают текст, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
Вывод: Технология РКМЧП – система конкретных методических стратегий и приёмов, формирует метапредметные навыки работы с текстом и информацией.