Обращения в художественной и обыденной речи Автор: Козлова Надежда ученица 11 А класса МОУ средняя школа 4. Руководитель: Сотченкова С.П., учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ. ПЛАН 1.ВСТУПЛЕНИЕ 2.ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3.ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4.ЭКСПЕРИМЕНТ.
Advertisements

Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Предложения с обращением 8 класс Учитель: Пашкова О.А.
Предложения с обращениями. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь: Дорогие гости, милости.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
МБОУ Радищевская СОШ 1 Тема: ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? Работу выполнили ученицы 6 а класса Отлячкина Юлия Бирюкова Нурсиня Руководитель – Смолянникова Н.
Условное наклонение 6 класс. Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «... Бы ». Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что.
«Речевой этикет вчера и сегодня». Автор работы: Дрынкова Дарья Ученица 9а класса Научный руководитель: Лаврухина Валерия Геннадьевна Учитель русского языка.
Употребление обращений в речи Урок первичного закрепления новых знаний.
МОУ Майская средняя школа Образ няни в творчестве А.С.Пушкина Материалы к уроку литературы в 5 классе Краснокамск – 2005г.
«Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С. Пушкин.
Комедия «Ревизор» Проект подготовила Резанцева Ксения и Соколова Анна.
Тема : Урок – обобщение. 8 класс.. Цель урока: 1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения. 2. Усовершенствование.
Лингвистические средства выражения положительной и отрицательной оценки человека Автор: Сагайдак Кристина, ученица 10 класса А Руководитель: Чугунова С.
О терпеливый наш язык! Авторы: Мандрикова Лера, Яковлева Юля, ученицы 6 «А» класса. Руководитель: Галкина С.Е., учитель русского языка. МОУ Семибратовская.
Автор: Завгороднева Оля Руководитель: Белозерских Н.А.
Проект выполнила ученица 6 класса Каплун Дарья МОУ «ООШ с. Славянка» Саратовской области Руководитель проекта: Пиянзина О.В.
11 ЯНВАРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ САМОГО ВЕЖЛИВОГО СЛОВА НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ – СЛОВА « СПАСИБО »
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Транксрипт:

Обращения в художественной и обыденной речи Автор: Козлова Надежда ученица 11 А класса МОУ средняя школа 4. Руководитель: Сотченкова С.П., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ

1. Рассмотреть роль обращений нашей в речи. 2. Проследить, как со временем менялось обращение. 3. Почему сейчас не существует общепринятого обращения к незнакомым людям. Задачи:

Языковед Гольдин В.Е. пишет: Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. «Обращение к собеседнику – это самая употребительная единица, связанная с этикетными знаками».

Очень много ярких обращений можно увидеть в произведениях Пушкина, например: Добрая подружка бедной юности моей; Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя; Товарищ; Моя старушка; Мой друг; Мадона.

Классификация функций обращений: 1.Собственно-звательная; 2.Фиктивно-звательная; 3.Условно-звательная; 4.Координационно-звательная

Сравним: Раззудись, плечо! Размахнись рука! Ты пахни в лицо! Ветер с полудня! Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель…

В прозаических произведениях обращения чаще всего употребляются в диалоге и отражают особенности употребления в разговорной речи.

Родители, разговаривая со своими детьми, часто употребляют в роли обращения наименования разных зверушек: киска, зайка, птичка, рыбка, крокодильчик и т.д.

В XVI – XIX использовалось обращение сударь и сударыня. Сравним: Сударыня, вы уронили перчатку! Сударыня, ну-ка убери свои авоськи! Что ты тут расселась?

Результаты опроса в школе показали, что 86% опрошенных не приняли бы это обращение по двум причинам: 1)это устаревшее обращение; 2)Это выглядит шутливо; А вот 13% очень понравилось такое обращение, они бы с радостью поэкспериментировали. И два человека согласились, что это устаревшее обращение, но «эффективно при флирте».

В Польше, Чехословакии – пан и пани. В Италии – сеньор и сеньора. Во Франции – мадам и мсье. Но: В старой России не было случая чтобы человек из привилегированного класса обратился к кучеру: «Сударь, отвези-ка меня на Литейный. Можно предположить, что эта недемократичность в этикете была отголоском крепостного права

Обращения - Господа, Господин, Госпожа. Было распространено в 19 в.

Обращение товарищ. В период революции остро ощущался его социально- политический смысл. Горький одну из своих сказок так и назвал «Товарищ» Когда это слово вросло в сердца рабов – оно перестали быть рабами. Горький подметил путь от называния к самосознанию.

Нужно ли вводить общеупотребительное обращение ? Результаты опроса: 81% опрошенных категорически против. 19% считают просто необходимым ввести обращение, т. к.не надо будет задумываться, как обращаться.

Выводы: 1. Обращения существовали всегда, хотя и претерпевали изменения. 2. Ни в прошлом, ни сейчас нет универсального обращения.