Факт 1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов подростков существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства или нищенства. Факт 2. Более 50 миллионов подростков работают в опасных или вредных для здоровья условиях. Факт миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу. Факт 4. Ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению. Факт 5. В развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности. Факт 6. Миллионы подростков, включая многих детей в более богатых обществах, лишены заботы, подвергаются плохому обращению или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.
Тема : « Подросток и его права »
1. Права подростка. 2. Международные документы о правах подростка.
Какие ассоциации возникают у вас при словах « права человека »? Кого мы считаем подростком ?
Итак, мы выяснили, что право человека – это возможность что - либо делать, поступать определенным образом, иметь что - то. Какие же права имеет подросток ? Задание : работая с 2 главой Конституции РФ ( ст.20,23,27,37,38,41,43) и текстом параграфа, Заполните левую часть таблицы : Основные права человека Основные права Реализация прав
Усложним задачу : перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в жизни.
Все права можно разделить на 3 группы : Обеспечение ( право на имя, гражданство, медицинский уход и. т. д.) Защита ( от вовлечения в военные действия, экономической и др. видов эксплуатации ). Участие ( свобода речи, мнений, религии …) Только ты на свет родился Право первое твое : Право на имя Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, Право на медицинскую помощь То позвать врача на помощь Тоже право детворы Чтоб с наукой подружиться, С книжкой в маленькой руке Право на образование Правом пользуйся учиться На родимом языке
Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них. Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права ?
Самозащита Международные правовые документы Правозащитные и иные органы государства Семья
Давайте попробуем применить полученные знания. Разбившись на творческие группы, получите задание. Внимательно его изучите. И на основании предложенных документов, защищающие ваши права, разберите ситуации, предложенные вам.
Задание для группы 1 Очень хорошая ученица приходит в школу с сотовым телефоном и во время урока отправляет сообщение. Учитель делает ей замечание и забирает телефон. Задание для группы 2 Техническая замечает, что перед началом урока мальчики грызут семечки у окна. Она просит вывернуть карманы и проверяет их. Один из ребят не подчиняется, утверждая, что у него нет семечек. Техническая говорит, что никого не отпустит на урок, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение. Задание для группы 3 Ваня заметил, что на уроке идет переписка двух подруг. На перемене он отнял записку и прочитал ее вслух.
Текст Декларации прав человека, ст. 12, 17, 29. Задание : на основании предложенных статей разберите ситуацию 1. Текст Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 12, 13, 16, 19. Задание : на основании Конвенции разберите ситуацию 2. Текст Конституции РФ, ст. 21, 22, 23, 24. Задание : проанализируйте ситуацию 3 с точки зрения Конституции РФ.
Однако всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Разберем подобную ситуацию. Задание для 4 группы Ситуация 1: бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке « реализовывать свое право », то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов. Споря с ней по поводу и без повода. - Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего скажет в этом случае учительница. - А я имею такое право, вот в статье 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима. Вопрос : что вы ответите Диме в этой ситуации ?
Ситуация 2: Кто - то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь, очевидно неправильную. Что делать ? Можно, воспользовавшись своим правом свободы слова, пригвоздить товарища к позорному столбу. Но при этом вы его сильно обидите. Поставите в неловкое положение. Будет ли это цивилизованно, культурно ? Вопрос : как поступить в таком случае ?
Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми ? Статья 29 Декларации прав человека : « Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество ». Следовательно, речь идет об ответственности подростка.
Главная тема Конвенции о правах ребенка : « Плохих детей не бывает !» Как вы относитесь к данному утверждению ? Свой ответ аргументируйте.
Выучить § 18 составить в рабочих тетрадях список своих прав и обязанностей.