Лекция 5 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века План 1. Воспитание и школа в Византии. 2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в средние века. 3. Типы средневековых школ в Западной Европе.
Литература для самостоятельного изучения
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности
Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7- летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты.
Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного. Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.
Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. Ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.
Система образования в Византии Ступени образования – школы грамоты – начальные учебные заведения – высшие школы – кружки-салоны – монастырские высшие школы – грамматические школы – церковные, светские (частные, государственные) школы
Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл
Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов
Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Пьер Абеляр (1079–1142 гг.) – французский философ-схоласт, теолог и поэт Основной труд «Да и нет» («Sic et non»)
Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Гуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.) – французский философ, богослов, педагог Написал сочинение « Дидаскалион » («искусство читать», то есть, как учиться и как обучать), представляющее собой школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.
Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Винсент де Бове (1190–1264 гг.) – доминиканский монах, богослов, энциклопедист, философ и педагог Винсенту де Бове принадлежит педагогический трактат « О наставлении детей знатных граждан » (ок.1246) из 51 главы, который рассматривает следующие вопросы: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения и преимуществах обучения в раннем возрасте и т.д. Трактат был написан в помощь придворным учителям по просьбе королевы.
Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца; игре в шахматы; а также придворному этикету.
Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.
Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению.
Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Средневековые школы в Западной Европе Соборные школы Преподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме всех этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».
Средневековые школы в Западной Европе Обучение во всех типах средневековых школ было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения, основанная на механической памяти, богослужебные книги на латинском, а не на родном языке, отсутствие коллективной работы в классе. Неуспешность учеников в обучении порождала многочисленные наказания. Школьную жизнь характеризовало выражение «sub virga degere» - «жить под розгой».
Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.
Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.
Тестовые задания 1. Педагогическая мысль Византии была представлена именами известных христианских теологов: а) Эпикур, Зенон; б) Сократ, Платон; в) В. Кесарийский, И. Златоуст; г) Сенека, Квинтилиан. 2. Букварь в средневековой школе назывался: а) Хрестоматия;в) Псалтырь; б) Абецедарий;г) Дидаскалион. 3. Обучение в западноевропейской средневековой школе велось на: а) родном языке; в) древнегреческом языке; б) латинском языке;г) французском языке. 4. Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось: а) софистика;в) схоластика; б) пансофия;г) майевтика.
Тестовые задания 5. Блестящей энциклопедией по вопросам воспитания и обучения называют средневековый трактат «Об обучении детей благородных особ», принадлежащий: а) Винценту де Бове; б) Гюго Сен-Викторскому; в) Витторино да Фельтре; г) Ансельму Кентерберийскому. 6. Воспитание семи добродетелей было характерно для системы воспитания: а) афинской; в) рыцарской; б) спартанской;г) римской. 7. В эпоху раннего средневековья существовали следующие типы школ: а) цеховые, гильдейские, городские; б) приходские, монастырские, соборные; в) элементарные, грамматические, риторические; г) палестра, гимнасий, эфебия. 8. Обучение в школах раннего средневековья строилось как работа ученика с учителем: а) индивидуальная;в) коллективная; б) групповая;г) классно-урочная.