Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных учебных действий Кафедральный вариативный модуль 72 час Презентация к программе к.п.н., доц. Г.П. Сергеевой Автор: старший преподаватель И.А. Переверзева
2 Раздел 2. Универсальные учебные действия как метапредметный результат освоения основной образовательной программы
Понятие «универсальные учебные действия» Умение учиться, обеспечивающее способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться, обеспечивающее самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
4 Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
6 Восприятие музыки действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания изучаемых музыкальных сочинений, реализуемые на основе ценностно- смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Личностные УУД
7 общеучебные, включая знаково- символические (знаковые и символические системы музыки); логические (осознанное восприятие содержания музыкальных сочинений), действия постановки и решения проблем (в процессе анализа музыки и ее исполнения). Восприятие музыки Познавательные УУД
8 В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной музыкальной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Восприятие музыки Познавательные УУД
9 Восприятие музыки К универсальным логическим действиям следует отнести следующие: –анализ музыкального сочинения; синтез как составление целого из частей; –понимание синтеза искусств в сценических жанрах музыки; –выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации музыкальных сочинений; –подведение под понятия; –выведение следствий; –установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений; –доказательство; –выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные УУД
10 Восприятие музыки Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные УУД
11 Восприятие музыки Действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; определение последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД
12 Восприятие музыки Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные УУД
13 Восприятие музыки Состав коммуникативных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникативные УУД
14 Пение формируются в процессе осознания содержания вокальных произведений, которые исполняются учащиеся: выявление их жизненного содержания, духовно-нравственных установок творчества их создателей, взаимодействие музыки и личности на основе принципа уподобления человека художественным идеям, эмоциям; понимание эстетически нравственного фона создания того или иного сочинения, его социальных функций в жизни человека, присвоение опыта предшествующих поколений. Личностные УУД
15 Пение Предполагают постановку цели хоровой деятельности на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта; планирование – умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения; анализировать музыкальные сочинения, прогнозировать художественный результат исполнения; сопоставление эталонного звучания (фонозаписи) с различными стадиями разучивания произведения, внесение корректив в хоровое звучание сочинения на основе слухового сопоставления эталона с собственным исполнением; оценка качества исполнения, планирование действий по устранению недостатков в пении, оценка воздействия исполненной музыки на самого себя, слушателей Регулятивные УУД
16 Пение формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как способу познания мира, изучение закономерностей музыкального искусства, их индивидуализированную оценку, актуализация творческих проявлений. Познавательные УУД
17 Пение степень духовного общения певцов-хористов, понимание хорового коллектива как способа взаимодействия неповторимых личностей, партнеров по певческой работе и общению, участие певцов в обсуждении качества исполнения музыкальных сочинений, построение сотрудничества с хористами, педагогом в процессе выполнения учебных и творческих заданий. Коммуникативные УУД
18 Пение Состав коммуникативных УУД: планирование учебной работы, определение ее цели, постановка проблемных вопросов и поиск способов решения, контроль, коррекция собственных действий и действий партнеров по хоровому исполнению, владение вербальными (речевыми) формами высказывания отношения к исполняемой музыке, критическим выражением к интерпретациям вокально-хоровых сочинений. Коммуникативные УУД
19 Музицирование Осознание инструментальных и вокальных сочинений. Выявление их жизненного содержания, духовно- нравственных установок творчества их создателей, взаимодействия музыки и личности. Понимание социальных функций в жизни человека, присвоение опыта предшествующих поколений, приобретение душевное равновесие и психологический комфорт при преодолении ситуаций музыкального высказывания. Личностные УУД
20 Музицирование учет позиции других людей (композитора, исполнителя), учет позиции партнера по музицированию, умение слушать и принимать участие в коллективном создании музыкального образа, вступать в диалог с учителем, сверстниками, композитором, корректировать звучание (собственные действия), обсуждать и исправлять качество исполнения музыки, интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (при разучивании, репетициях, концертном исполнении, выполнении творческих заданий. Коммуникативные УУД
21 Музицирование Состав коммуникативных УУД: –планирование учебной работы, определение ее цели, постановка проблемных вопросов и поиск способов решения –контроль, коррекция собственных действий и действий партнеров по музицированию; –владение вербальными (речевыми) формами высказывания отношения к исполняемой музыке, критическим отношением к интерпретациям исполняемых сочинений. Коммуникативные УУД
22 Музицирование Направлены: на формирование устойчивого интереса к музицированию как способу самовыражения, на передачу композиторского замысла и через него познания музыки как части жизни, на изучение закономерностей музыкального искусства (интонационная природа, жанры, стили, музыкальный язык) на основе эмоционального отклика на исполняемые сочинения, на индивидуальную оценку содержания, на актуализацию творческих проявлений (опыты сочинения музыки). Познавательные УУД
23 Музицирование постановка цели музицирования, планирование собственных действий умение составлять и реализовывать исполнительский план произведения; анализировать музыкальные сочинения, прогнозировать художественный результат исполнения; сопоставление эталонного звучания (фонозаписи) с различными стадиями разучивания произведения, внесение корректив в исполнение на основе слухового сопоставления эталона с собственным исполнением; оценка качества исполнения, планирование действий по устранению недостатков в пении, оценка воздействия исполненной музыки на самого себя, слушателей Регулятивные УУД