Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса
Успех коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями в логопедических группах нашего дошкольного учреждения определяется строгой,продуманной системой работы. В детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, которая заключается в логопедизации всего образовательного процесса, а именно создание творческого союза педагогов,объединенных общими целями в организации воспитательно- образовательной деятельности.
Для реализации ФГТ поставлены задачи: 1)Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов, куда вошли: учитель-логопед,педагог-психолог, музыкальный руководитель,инструктор по физической культуре. 2) Моделирование, проектирование и конструирование коррекционно – развивающей деятельности, совместно с воспитателем 3)Разработка личностно-ориентированной формы взаимодействия между специалистами. 4)Осуществление тесного взаимодействия с родителями.
Ведущими идеями являются: 1) Личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе; 2)Индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности; 3)Интеграция методов коррекционно- развивающего образования. Все специалисты ДОУ при создании модели работают под руководством учителя-логопеда,который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.
Учитель - логопед Педагог- психолог Инструктор по физическому воспитанию Музыкальный руководитель Родителивоспитатели
Задачи учителя-логопеда: -Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей,нуждающихся в коррекционно-речевой помощи; -Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с программой; -Координация усилий педагогов и родителей,контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи; - развитие памяти,внимания,мышления,пространственной ориентировки; -обеспечение психологической культуры родителей и педагогов -снятие тревожности у детей при негативном настроении в образовательной системой; -совершенствование мелкой моторики; -развитие зрительной координации; - активизация отработанной лексики Наиболее тесная связь осуществляется между логопедом и психологом. Задачи работы психолога:
Коррекционные задачи,стоящие перед воспитателями логопедической группы: 1)Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; 2)Закрепление произношения поставленных логопедом звуков; 3)Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы; 4)Упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий; 5)Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях; 6)Формирование связной речи; 7)Закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза
Учитель-логопед с музыкальным руководителем реализует следующие задачи: 1)Развитие артикуляционной моторики; 2) Развитие просодической стороны речи; 3)Автоматизация звуков в результате запоминания речевого материала; 4)Дифференциация поставленных звуков
Интегративные связи логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию: основных видов деятельности, мелкой моторики рук. Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно- оздоровительной работы.
Это, безусловно, образовательная деятельность, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя зарядка и гимнастика после сна, физкультминутки, прогулка.
Взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями детей с недостатками речи; Особую роль играет взаимодействие с родителями. Учитель-логопед планирует и координирует совместную работу с родителями, т.е.: объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; вместе с логопедом воспитатели оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях; обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями детей с недостатками речи; Учитель-логопед играет особую роль с родителями. Он планирует и координирует совместную работу с родителями, т.е.: объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях; обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Благодаря комплексному подходу всех специалистов был разработан : коррекционно-развивающий календарно- тематический план работы для реализации работы по ФГТ, который построен на основе коррекционно-развивающей работы: -логопед-психолог; Логопед -воспитатель; -логопед-инструктор по физ. культуре; -логопед- музыкальный руководитель
Для коррекционных групп введение федеральных государственных требований приносит только положительный результат. и ранее были введены и комплексно-тематическое планирование и интеграция занятий. Но это носило временный характер. А теперь они могут расширить возможности интеграции. Практически каждый день дети могут проводить со всеми педагогами, что разнообразит образовательную деятельность.
Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система по ФГТ в коррекционно- педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ. Опыт работы доказывает,что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционного процесса с сетью интегративных связей.