МДОАУ Детский сад 208 Самоцветик г.Орск Развитие связной речи детей в рамках чтения художественной литературы воспитатель: Калиниченко Ольга Юрьевна II квалификационная категория образование: высшее педагогическое (дошкольное) стаж работы: 23 года
Тема : «Развитие связной речи детей в рамках чтения художественной литературы».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА ДОЛЖНО ЛЕЖАТЬ В ОСНОВЕ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ К.Д.УШИНСКИЙ
Актуальность темы Определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи – это связность мыслей. Проблема: плохо развита связная речь, дети не могут пересказывать литературные произведения.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, свободного общения со взрослыми и детьми.
Направление развитие и образования детей-Речевое развитие направлено на достижение цели формирования интереса потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
Задачи : Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Интеграция образовательных областей по задачам и содержанию
Для решения проблемы речевого развития через художественную литературу в группе я наполнила развивающую среду.
Что в корзинку мы берем
Оформила Театральный уголок
Для свободной деятельности детей предоставлены пособия : пазлы, кубики, мякиши, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для рисования,раскраски- сказки. Пиктограммы – эмоции (веселый, грустный, ласковый, злой) – помогают уточнить значение слов,связанных с эмоциональным восприятием.
Технология опыта Сказки делятся на 3 группы: сказки о животных; бытовые сказки ; волшебные сказки. Основные виды деятельности детей: 1. Слушание и запоминание сказок. 2. Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно(по фразам) группой детей. 3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки. 4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). 5. Рисование сказок. 6. Разыгрывание сказок(инсценировки,кукольный театр,музыкальные спектакли). 7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Основные этапы, формы и методы моего опыта работы со сказкой. Педагогические задачи: 1. Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев. 2. Активизировать словарь через диалогическую речь. 3. Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного. 4. Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка,всего произведения, с продолжением, по ролям. Мотивация: 1. Красивая книга,серия книг(работа с обложкой-О чем эта сказка ? Давайте заглянем?). 2. Герой сказки(игрушка).Приглашение в гости к друзьям. 3.Загадка. Поищем отгадку в сказке. Приемы и методы(рассказываем сказку): 1.Рассказчица(бабушка- загадушка,тетушка Арина и т.п) 2. Герой сказки(игрушка). 3. Волшебный сундучок(рассказывают предметы). Все занятия провожу как игра- сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.
Формы работы с родителями -Изготовление атрибутов, костюмов для развлечений -Наглядная информация для родителей -Анкетирование родителей Организация домашнего чтения в семьях,Ребенок и книга. -Беседы Чтение сказок с детьми,Придумывание сказок с детьми,Помощь в пополнении книжного уголка. -Папки – передвижки Воспитание сказкой, Что читать дошкольникам?,Роль сказки в развитии и воспитании ребенка,Как превратить чтение в удовольствие. -Просмотр фильмов, мультфильмов с детьми В гостях у сказки. -Ознакомление родителей с результатами обучения детей(открытые НОД,праздники) День открытых дверей,Книжкина неделя. -Консультации индивидуальные и групповые на темы : Ребенок и книга,Речь как средство общения,Приобщение дошкольника к художественной литературе, Роль книги в речевом развитии детей.
Результативность работы уч.год Уровень связной речи детей
Вывод : 1. Дети эмоционально отзывчивы на произведения, проявляют интерес к книгам; 2. У детей развиты способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; 3. Умеют слушать вместе с группой сверстников,когда воспитатель рассказывает; 4. выполняют игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; 6. Способны повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений; 7. Умеют рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций 5. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 8. Научились следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением,а затем и без него
Список литературы : -Программа воспитания и обучения в детском саду и дома От рождения до школы(под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой). -Приобщение детей к художественной литературе В.В.Гербова. -Книга для чтения в детском саду и дома.Хрестоматия 5-7 летВ.В.Гербова,Н.П.Ильчук. -Знакомим дошкольника с литературойО.С.Ушакова. -Развитие речи и творчества дошкольниковО.С.Ушакова. -Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду. О.С.Ушакова -Дошкольное воспитание Крылова Н.,Иванова В.- Несколько советов педагогу Пальчиковая гимнастикаЕ.С.Анищенкова