Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального образования дошкольников Выполнила: музыкальный руководитель МДОУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Кирюшина Светлана Юрьевна 2010 год.
Автобиография Кирюшина Светлана Юрьевна музыкальный руководитель МДОУ Детский сад комбинированного Вида «Солнышко» Общий стаж работы в МДОУ – 22 года. Образование высшее. Закончила: Бузулукское педагогическое училище в 1992 году. Институт специальной педагогики и психологии в 2009 году.
МДОУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко» МДОУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко» работает по проблеме: Профессионально – личностный компонент – основа компетентности педагога в ДОУ. Задачи: 1. Сохранять и укреплять здоровье детей посредством внедрения в работу МДОУ здоровьесберегающих технологий. 2. Обеспечить равные стартовые возможности воспитанников МДОУ для получения качественного дошкольного образования и поддержка одарённых детей. 3. Совершенствовать инновационные подходы во взаимодействии с семьёй.
Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ. -Повышение уровня заболеваемости детей ОРВИ,ОРЗ. - Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка. - Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ. - Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.
Гипотеза При использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы: Будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, гимнастике, и т.п.)
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья: -Стретчинг -Ритмопластика -Физминутки -Подвижные игры -Релаксация -Пальчиковая гимнастика -Дыхательная гимнастика 2. Технологии обучения здоровому образу жизни -Коммуникативные игры – танцы -Самомассаж 3. Коррекционные технологии -Музыкотерапия -Фонетическая ритмика Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ
Условия Систематизировать и разнообразить работу музыкального руководителя со специалистами и воспитателями по проблеме: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством внедрения в работу МДОУ здоровьесберегающих технологий Использовать в работе музыкального руководителя регламентируемых и не регламентируемых видов деятельности, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада (всеобучи, занятия, консультации, беседы) Регламентируемые виды деятельности: Музыкально-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности. Музыкально – ритмические движения. Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход) Занятия фонетической ритмикой. Логоритмика Не регламентируемые виды деятельности: - музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка. - совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровье формирующих принципах. - совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ. -Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду. Музыкальная терапия. Минуты шалости (танцы между занятиями)
- музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.( на занятиях изодеятельности, художественно – конструктивной деятельности, трудовой деятельности, во время приёма детей, в летний период во время прогулки). - совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровье формирующих принципах. - совместная музыкальная деятельность родителей и детей в ДОУ ( досуги, викторины, развлечения, праздники). -Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных, физкультурных и физминутках на занятиях в детском саду. Музыкальная терапия. Минуты шалости (танцы между занятиями)
Цель и задачи применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников Основополагающей целью применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников является организация единой оздоровительной работы ДОУ направленной на целостное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребенка. Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Задачи:
Программно-методологическая база
учебники
Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей Занятия. Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозаика» Буренина.) Младший возраст: «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок». Средний возраст: « Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Птичка польку танцевала». Старший дошкольный возраст: «Весёлые путешественники», «Кузнечик», «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Кукляндия», «Карнавальное шествие», полька «Кремена», «Найди пару», «Какадурчик». Дыхательная гимнастика ( А. Н. Стрельникова) Упражнения : «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы», «Насос», «Перекаты». Попевки на одном звуке: «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок». Попевки на двух и нескольких звуках : «Баю-бай», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолёт», «Ракета», «Горошина». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встречаются», «Твёрдые ладошки», «Весёлые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики». Музыкальные подвижные игры: «Ай-дилии-дили-дилии!», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребёнок», «Беги ко мне». Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч», «Покачаемся в лодке» и т.п. Релаксация. Упражнения: «Отдохнём», «В лесу», «На волнах», «Птички», «Погреемся на солнышке», «Загораем».
Планирование музыкального образования Перспективное планирование осуществляется совместно со всеми специалистами ДОУ: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор физкультуры. Разрабатывается единая линия в планировании воспитательно- образовательного процесса. Планирование музыкального образования включает задачи психоэмоционального, физического и эстетического, познавательного развития детей.
Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников Музыкально-оздоровительные занятия (тематические) Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально- дифференцированный подход) Занятия фонетической ритмикой. Логоритмика
Формы оздоровительной работы в нерегламентированной музыкальной деятельности дошкольников - музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка. - совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровье формирующих принципах. - совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ. -Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду. Музыкальная терапия. Минуты шалости (танцы между занятиями)
Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников Дыхательные упражнения Самомассаж Подвижные музыкальные игры Релаксация Музыкальные паузы Пальчиковая гимнастика Музыкально – ритмические движения
Личностно-профессиональные качества и умения музыкального руководителя необходимые для реализации педагогики оздоровления Умение анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления. Наличие знаний об особенностях возрастной физиологии детей, о формировании и функционировании психических процессов детей дошкольного возраста. Способность проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в музыкально – образовательном процессе. Умение прогнозировать результаты собственной деятельности. Рефлексия. Владение основами здорового образа жизни и возможность стать личным примером для детей, проявляя заботу о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Результат. Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника. Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия. Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве. Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство. Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировки в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а так же имеет профилактическое действие. Использование релаксации на музыкальных занятиях приобщает детей к классической музыке, развивает умение расслабиться после полученной нагрузки.
Заключение
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей. Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы, то будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, гимнастике, и т.п.). Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих технологий повысит результативность учебно – воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.