учитель музыки МОУ СОШ 1 Ерина Анастасия Сергеевна
Экологические проблемы: Уничтожение тысячи видов растений и животных; Истребление в значительной мере лесного покрова; Стремительное сокращение имеющегося запаса полезных ископаемых; Истощение мирового океана в результате уничтожения живых организмов;
загрязнение атмосферы, дефицит свежего воздуха; частичное нарушение озонового слоя; загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (2002): "В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации".
В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.
ЧЕЛОВЕКПРИРОДАЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и... логия), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость.
РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Цель экологического образования: становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
«Чувственно – воспитательная мощь природы настолько велика, что без эмоциональной силы ограниченным становится само знание»
Василий Александрович Сухомлинский «Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты мира, творила красоту в нём самом.
Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, её надо прошагать, остановиться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать…
ПРИРОДА В МУЗЫКЕ
«…в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что- то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни…»
«…музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе… только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию»
«Музыка – чувство пережитое и обозначенное посредством мелодического образа,, подобно тому как наша речь – мысль пережитая и обозначенная посредством языка»
«…сначала шло грустно, а потом успокоилось, когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка»
ОБРАЗОВАНИЕ КРАСОТАДОБРОИСТИНА
Особое место в теории музыкально – эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методической основой музыкального воспитания.
Учебный предмет "Музыка" в начальной школе имеет следующие задачи : - Увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально- эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. Развить эмоциональную сферу учащегося. - Развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами. - Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),движения под музыку и ее пластическое интонирование. - Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкальным самообразованием.
В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры.