«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко в сему человечеству». (Д. С. Лихачев)
Уровень Начало работы опыта Сентябрь 2009 Высокий 25% Средний 36 % Низкий 39%
между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала ДОУ в формировании патриотизма дошкольника между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок,педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме Противоречия
Этапы работы 1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – октябрь этап – основной (формирующий) – ноябрь 2009 – март этап – заключительный (контрольный) – апрель 2012 – май 2012
Родина, Отчизна Малая Родина Достопри- мечатель- ности Герб Флаг Понятия
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель опыта: Организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.
Задачи: 1. Создание условий для развития у ребенка патриотических чувств любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу. 2. Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города. 3. Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями. 4. Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города; 5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
Чтобы реализовать поставленные задачи, работа проводилась по блокам. 1. Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей. 2. Детский сад и его сотрудники. 3. Родной город, его достопримечательности, профессии родителей. 4. Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами ВОВ.
Принципы: Принцип историзма Принцип гуманизации Принцип дифференциации. Принцип интегративности
СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ Формирование у дошкольников представлений о родном крае Элементарные сведения об истории Особенности природы и животного мира Амурской области Социальное окружение, труд жителей Культура (традиции, фольклор) Знакомство с творчеством поэтов, композиторов Способы и средства Целевые прогулки, походы, экскурсии Рассматривание иллюстраций Беседа, рассказывание педагога Развлечения Творческие встречи с поэтами и композиторами Художественная литература Решение проблемных ситуаций Игровая деятельность Изобразительная деятельность
Проблем- ные вопросы В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине? Каким образом у ребенка формируются представления о родном крае? Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
Формы и методы работы во время непосредственной организованной образовательной деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей.
Объяснительно- иллюстративный Частично- поисковый Метод дидактических игр Проблемное изложение
Экскурсии Беседы Моделирование Поисковая и проектная деятельность Игры- занятия Итоговые занятия- досуги, развлечения Организация выставок. Творческие работы по созданию символики, открыток, поделок.
Схема сотрудничества Воспитан ники ДОУ ЭБЦ Городской краеведческий музей Театр кукол, Филармо ния Музыкаль ная школа и Детская библиотека им. Машука Семья
Консультации, индивидуальные беседы Использование наглядно- информационных форм работы Проведение совместных мероприятий Посещение родителями с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города и государства Привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиций детского сада Работа с родителями
Уровень Окончание работы опыта Май 2012 Высокий 87% Средний 13% Низкий 0 %
Перспектива в работе Повышение собственного профессионального уровня и профессиональной деятельности Планирую чаще посещать музеи, памятные места города, выставки вместе с детьми и родителями, повысить уровень сотрудничество с родителями Пополнить историческими экспонатами познавательный уголок; Создать в группе мини-музей «Уголок русского быта» и «Уголок русского народного творчества»
Организовать встречу детей и родителей со знаменитым, известным человеком города Поиск новых форм работы с детьми
Заключение «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личность в деле воспитания»
Создание предметно-развивающей среды по формированию нравственно-патриотического воспитания
Занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривании иллюстраций
Театрализованная деятельность, праздники, игры
Экскурсии, целевые прогулки
Я, ты, он, она – вместе дружная семья