Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе
1. Технология дидактической игры 2. Технология проблемного обучения 3. Технология проектной деятельности 4. Технология исследовательской деятельности учащихся 5. Информационно-компьютерные технологии
Проблемное обучение Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Проблемное обучение проблемное изложение; частично-поисковые методы; исследовательские методы.
Проблемное изложение учебного материала
Частично-поисковые методы
Исследовательский метод
Технология проектной деятельности
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов.
Этапы реализации метода проекта 1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна мозговая атака с последующим коллективным обсуждением.
Этапы реализации метода проекта 3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6.Защита проектов, оппонирование. 7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Исследовательская деятельность учащихся Под исследовательской деятельностью учащихся понимают творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Исследовательские умения и навыки выявление (видение) проблемы; постановка (формулирование) проблемы; формулирование предмета и объекта исследования, постановка цели; прояснение неясных вопросов; формулирование гипотезы; планирование и разработка учебных действий; выбор методов исследования;
Исследовательские умения и навыки сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); проведение исследования; анализ и синтез собранных данных; сопоставление полученных данных и умозаключений; обработка результатов; проверка гипотез; подготовка, написание работы; структура текста; публичная защита.
Учебные исследования можно разделить на три вида: Монопредметное исследование – исследование, выполняемое по конкретному предмету. Оно направлено на углубление знаний по данному предмету. Межпредметное исследование – исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечение знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Надпредметное исследование – исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы.
Исследовательская деятельность школьников На уроке Во внеурочной деятельности Применение исследовательского метода обучения Некоторые нетрадиционные уроки Проведение учебного эксперимента Домашние задания исследовательского характера Исследовательская практика На факультативах Участие в олимпиадах, конкурсах В процессе работы над учебным проектом, Работа в школьных ученических научно- исследовательских обществах
ИКТ