Урок-конференция по произведению В. Закруткина «Матерь Человеческая» в 11 классе Учитель: Холкина Светлана Владимировна
Тема: преображение Марии О владычица Царица небесная! Ты мне упование и прибежище, Покров и заступница и помощь. Из молитвы Материнство не взять у Земли, Не отнять, не вычерпать моря. В. Высоцкий
Работы учеников 11 класса по произведению
Цели 1)Формирование понятия о сострадании, как человеческой добродетели. 2)Воспитывать через художественную литературу гуманное отношение к человеку. 3)Заставить задуматься о каждодневном материнском созидании. 4)Развивать речь, мышление, таких качеств души, как любовь к ближнему, доброта, милосердие.
Оформление музыкальная грамзапись (Бах «Ave, Maria») грамзапись «Песни о Земле» (В.Высоцкого) репродукция картин, икон (с изображением Мадонны, Богородицы)
Ход урока Звучит «Песня о Земле» В.Высоцкого. 1. Вступительное слово учителя - Как вы думаете, почему урок, посвященный повести Закруткина, начался с этой песни? Какую связь можно обнаружить между нею и повестью? (в песне искорёженная измученная, мертвая земля. И в повести мы видим страшную картину)
- Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить или сможет побороть это разрушительное желание?
Свое представление о том,как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин. В основе повести лежит реальный факт. Автор военный корреспондент прошел великую Отечественную войну от начала до конца. Он своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы.
« Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий т добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы. Которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно…». Так начинается повесть В.А. Закруткина.
2. Выступление учащихся а. О русской женщине в лихую годину войны в повести. б. Художественное обрамление повести. в. Роль пейзажа. г. Библейские мотивы в повести. д. Эпизод « В подвале». е. Подвиг Марии. ж. Жизнь и творчество В. Закруткина.
3. Аналитическая работа по тексту - Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? -Когда Мария начинает ощущать себя матерью всех? (после рождения собственного ребенка) -( из повести…) -Мать, познавшая боль своего и чужого народа, не может не любить всех и сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь человеческую.
-Что же помогло ей выжить? (Материнское чувство ответственности и любовь. Не зная толком Богоматери, она последовала ее примеру, став утешительницей и заступницей). Почему же автор говорит, что не имеет права забывать «эту женщину»? Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?
Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой тоже выпала женская судьба. И та, и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. Они обе нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших.
С древних времен сложился у человечества культ матери и материнства. Именно от нее, по мифам, рождается свет, а потом все сущее на Земле. Этот культ матери стал основой поклонения христианской Деве Марии, богоматери, Царице Небесной- Матери спасителя человечества, принявшего на себя смерть, муку за грехи и открывшего людям путь к спасению. Именно у нее миллионы людей ищут помощи, и защиты( как ребенок у своей матери). Закруткин тоже создает икону женщины- Матери и поет гимн материнству.
Заключение: выводы и итоги урока- конференции Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру «Проект памятника Матери».
Выступления учеников