Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 60 Гнёздышко Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга «Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованных играх и постановках» «Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованных играх и постановках» Автор-составитель: Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Михайлова Елена Викторовна
В связи с недостаточным развитием, а в некоторых случаях и отсутствием у детей творческой активности, эмоционального выражения чувств, художественного воображения, я выбрала основным звеном своей работы театрализацию, как один из наиболее доступных и увлекательных видов деятельности, способствующей всестороннему развитию личности. Цель: Социально-эмоциональное и эстетическое развитие детей, раскрытие и совершенствование творческих способностей средствами театрального искусства.
Задачи Последовательное знакомство детей с видами театров и спецификой театральной деятельности; Последовательное знакомство детей с видами театров и спецификой театральной деятельности; Воспитание культуры поведения, уважение к сценическому искусству; Воспитание культуры поведения, уважение к сценическому искусству; Расширение словарного запаса, работа над интонацией и выразительностью речи, развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции; Расширение словарного запаса, работа над интонацией и выразительностью речи, развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции; Совершенствование артистических навыков; Совершенствование артистических навыков; Развитие музыкальности; Развитие музыкальности; Развитие коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков.
1. Разработка перспективных планов по разным возрастным группам; 2. Создание театрализованной развивающей среды музыкального зала (виды театров, костюмы, декорации, атрибуты) и групп (для самостоятельной музыкально- театрализованной деятельности); 3. Разработка циклов занятий и вечеров досуга (Неделя детской книги и театра); Пути реализации поставленных задач
4. Разработка перспективных планов работы с воспитателями, родителями и педагогами-специалистами; 5. Разработка планов интегрированных занятий, составление картотеки театрализованных игр и упражнений для использования их в различных видах деятельности (на развитии речи, на ознакомлении с окружающей средой). 6. Разработка модели развития творческой активности детей.
Взаимосвязь музыкально- театрализованной деятельности с другими образовательными областями Беседы и игровые ситуации: Как вести себя в театре Рисование пригласительных билетов, афиш Музыкально- театрализованная деятельность Расширение кругозора, словарного запаса, обогащение эмоционального восприятия Коммуникативные игры Разучивание стихов и литературного текста, слушание и обыгрывание сказок и сценок Изготовление масок, элементов костюмов, декораций Физкультминутки, упражнения на развитие гибкости, ловкости, пластичности Развитие представлений о видах театра, особенностях театрального искусства
Изготовление театра игрушек Рисование пригласительных билетов Изготовление афиш Использование в театральной деятельности игрушек народных промыслов Рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям Изготовление элементов костюмов, декораций Взаимосвязь театрализованной и изобразительной деятельности Театрализованная деятельность
Преподаватель Физической культуры Воспитатели психолог ребенок Родители Преподаватель ИЗО-деятельности Музыкальный руководитель Творческое взаимодействие взрослых и детей
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - Привлечение к участию вместе с детьми в праздниках, постановках, спектаклях, вечерах досуга; - Привлечение к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций, афиш; - Консультации по теме: Организация домашнего театра; - Беседы, анкетирование; - Организация Творческой мастерской и Театра моды.
Модель развития творческой активности детей импровизация интонация, характер, куклы поиск выразительных средств игровые движения работа над моторикой руки и ее движением на ширме рассказывание сказок знакомство с основами драматизаций игры-драматизации постановка спектаклей мимика жесты дикция игровые движения ребенок Праздники, Развлечения Спектакли. знакомство с основами кукольного театра самостоятельная театральная деятельность знакомство с основами актерского мастерства Роль костюмов, декораций, предметного окружения
Формы работы Ритмопластика Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные,пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных, психомоторных способностей дошкольников. Цель Развитие музыкального слуха, чувства ритма, пластики движений
Театральная игра Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Цель Развитие образного мышления, фантазии, воображения, контактное отношение со сверстниками
Культура и техника речи Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Цель Развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
Основы театральной культуры. Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологии театрального искусства. культуры зрителя Цель Познакомить детей с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театре.
Основы работы над спектаклем Включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а так же работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Цель. Учить сочинять этюды по сказкам, басням. Развивать артистизм, умение выступать перед зрителями. Познакомить с основами актерского мастерства.
Основные принципы работы -П-П-П-Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребёнку самостоятельно определить своё отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирая то, что ему по душе; - п- п- п- принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды; - п- п- п- принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и физическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами. -
Дыхательные и голосовые упражнения обеспечивают функционирование сердечно- сосудистой системы, за счет них происходит массаж внутренних органов. Двигательные песенки, игры, направлены, чтоб ребенок не только радовался движениям, а и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего неокрепшего тела. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксацию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Пальчиковые игры способствуют развитию моторики рук. Подвижные игры- укрепляют организм ребенка, развивают его физически. Ритмопластика направлена на развитие гибкости, пластичности, укрепляет осанку, движения ребенка становятся изящными и красивыми. Здоровье - сберегающие технологии в театральной деятельности. Это методы и приемы, которые идут на пользу ребенку, создают естественное радостное существование, снимают внутренние зажимы, чувство страха, двигательное раскрепощение, дети становятся заинтересованными, доброжелательными, готовыми к восприятию нового.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В результате занятий музыкально-театрализованной деятельностью у детей вырабатываются умения: -О-О-О-Осмысливать содержание литературных произведений; -О-О-О-Обогащать свою речь образными выражениями, развивать словесное творчество; -П-П-П-Передавать выразительность движений, жестов, мимики, интонации в действиях персонажей; -Р-Р-Р-Раскрепощаться, что способствует эмоциональному благополучию; -С-С-С-Стимулировать память, мышление, внимание, воображение детей.
За время моей театральной деятельности были показаны такие сказки как: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Бременские музыканты», «Щелкунчик», «Заводные игрушки» «Гуси-лебеди» «Айболит» Музыкальная сказка «Колобок» Теремок Дюймовочка и многие другие.
Самостоятельная театрально- игровая деятельность