ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МДОАУ «Детский сад 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска» «Коммуникативное развитие дошкольников через различные формы виды деятельности в условиях ФГОС»
Выступление воспитателя II кв. категории МДОАУ «Детский сад 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска» Жаппасбаевой Нисвеле Булатовны
ЦЕЛЬ: становление начальной коммуникативной компетентности ребенка
ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. задачи по развитию разных сторон речи ребенка:
бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. Развитие речи в различных видах деятельности:
контингентом воспитанников, оснащенностью группового помещения, культурными и региональными особенностями, спецификой дошкольного учреждения: познавательно-речевым приоритетом работы. Формы работы с детьми подобраны в соответствии с:
Ведущей формой по развитию речи детей является образовательная ситуация
Задачи: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
ИОС с педагогами « Добрые приветствия » Цель данной ИОС: познакомить детей с разнообразными формами приветствия, развивать речь
Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка
На основе исследований А.Г.Арушановой, использую форму речевого развития детей как сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению
На основе исследований А.Г. Арушановой использую форму речевого развития детей как сценарии активизирующего общения - обучение игровому речевому общению
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.).
лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными виды ситуации общения
« Что нельзя, что можно? » (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь « добрый вечер » ; нельзя сказать « привет » тому, кто старше по возрасту или мало знаком); « Посмотри в глаза » (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); « Рукопожатие » (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) [1].
игры Бизиковой О.А подвижные « Король », « Коршун », « Змея », « Лиски » и др.; дидактические « Я садовником родился », « Краски », « Смешинки » и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: « Кто кого запутает », « Поручение », « Похожи – не похожи », « Угощайся пирожком », игры с телефоном « Вызов врача », « Звонок маме на работу », « Бюро добрых услуг ».
Формы для речевого развития дошкольников предложенные Кузевановой О.В., Кобловой Т.А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, речевой уголок и др.
Презентация авторских и модифицированных игр
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПАННО
Консультации, памятки для родителей: "Играйте вместе с детьми", "Как устроить домашний театр для детей" "Развитие речи дошкольников в играх", "Развитие связной речи дошкольников в игре" и др.
Мониторинг коммуникативного развития: ( гг – высокий уровень – 68%, средний – 28%, низкий – 4%; гг – высокий - 70%, средний -26%, низкий – 4%; гг. – высокий 76%, средний – 21%, низкий – 3%)
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Спасибо за внимание!