Теоретические аспекты введения ФГОС ДО по речевому развитию детей Заместитель заведующего МАДОУ 77 В. В. Родина ФГОС ДО
С года с учетом вступления в силу нового закона « Об образовании » детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона « Об образовании » означает « совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования ».
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон ( образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого - педагогические условия : 1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого - педагогическим особенностям ; 2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности ; 3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности
В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребёнка : Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие
Речевое развитие включает : владение речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми ; старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения, отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности : бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей : от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством ( сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом ), но с целью решения постепенно усложняющихся задач речевого характера
Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. « Добрые приветствия » ( цель : познакомить детей с разнообразными формами приветствия : « Как я рада тебя видеть », « Как я по тебе соскучилась », « Бесконечно счастлива видеть тебя », « Как хорошо, что мы встретились » и др.);
Реализация образовательной области « Речевое развитие » возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО : « Как рождается книга » ( цель : развитие речевого творчества детей. Продукт проекта авторские детские книги сказок, загадок ) « Лучше сам или все вместе ?» ( цель : развитие регуляционной - коммуникативных умений ( совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности ); « Спор хороший и плохой » ( цель : освоение этикета убеждения и спора )
Форма речевого развития дошкольников – игра : побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами : подвижные « Король », « Коршун », « Змея », « Лиски » и др.; дидактические « Я садовником родился », « Краски », « Смешинки » и др. ( освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога ); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик : « Кто кого запутает », « Поручение », « Похожи – не похожи », « Угощайся пирожком », игры с телефоном « Вызов врача », « Звонок маме на работу », « Бюро добрых услуг ».
Кузеванова О. В., Коблова Т. А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников : литературно - музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры - драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.