- познакомить учащихся с основными понятиями по теме; - сформировать умение находить синонимы и использовать их в речи. Задачи : - выяснить, что общего у синонимов и чем они отличаются; - научиться подбирать синонимы к данному слову; - научиться работать со словарями синонимов. Цели:
План: 1. Повторение по теме «Лексика» (кроссворд). 2. Изучение нового материала. 3. Тренировочные упражнения. 4. Решение проблемной задачи. 5. Домашнее задание.
Синонимы Синонимы ( от греч. sinonimos – «одинаковый, одноимённый») – это слова одной и той же части речи с одинаковым лексическим значением.
Выберите и запишите синонимы к словам. Бранить, вырасти, испытать, гармоничный. Для справок: ругать, благозвуч(?)ный, изведать, крыть, вытянуться, мелодич(?)ный, узнать, вымахать, испить, музыкальный, хлебнуть,чихвостить,утюжить,чистить.
Ответ Бранить,ругать,крыть,чихвостить, утюжить; вырасти,вытянуться,вымахать; испытать,изведать,узнать,испить, хлебнуть; гармоничный,благозвучный, мелодичный,музыкальный.
Чем непохожи синонимы? Бежать Бежать – двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом. Идти Идти – двигаться, переступая ногами. Лететь Лететь (перен.) – двигаться вперёд с очень большой скоростью (нестись, мчаться).
Большой– немалый, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный; основательный, изрядный (разг.), здоровый (прост.), циклопический (книжн.), обширный; многочисленный; великий, величайший, грандиозный, титанический, внушительный, мощный. Большой – немалый, значительный, порядочный, крупный, солидный, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный; основательный, изрядный (разг.), здоровый (прост.), циклопический (книжн.), обширный; многочисленный; великий, величайший, грандиозный, титанический, внушительный, мощный.
Высокий стиль НейтральныйРазговорный стиль врун лицо спать упасть Подберите стилистические синонимы
Высокий стиль НейтральныйРазговорный стиль лгунврун ликлицо почиватьспать низвергнутьсяупасть Подберите стилистические синонимы
Высокий стиль НейтральныйРазговорный стиль лгунврун брехун ликлицо рожа почиватьспать дрыхнуть низвергнутьсяупасть свалиться Подберите стилистические синонимы
Спишите, заменяя подчеркнутые слова синонимами для устранения повтора. Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами. Для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
Проверим С помощью чего оказались связаны предложения в записанном тексте? На картине была изображена девушка.Она смотрела на воду канала и,казалось,созерцала что-то.Все лицо ее, тонкое и печальное,было погружено в раздумье.Она не замечала прохожих.которые с любопытством взирали на нее.
С помощью чего оказались связаны предложения в записанном тексте? С помощью синонимов.
Для чего нужны синонимы? 1. Помогают избежать повторов. 2. Помогают передать мысль и чувство более ясно. 3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. 4. Объясняют значение неизвестных слов.
Могут ли синонимы стать антонимами ( словами с противоположным лексическим значением )? Подберём синонимы к слову холодный: холодный (воздух) – прохладный – свежий; холодный (по отношению к людям) – чёрствый.
А что мы можем сказать о словах «свежий» и «чёрствый»?
Вывод: Синонимы – наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления. Синонимы делают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они отличаются, в этом нам помогут словари.
Домашнее задание § 68; упражнение 354.
Рефлексия – Я узнал… – Было интересно… – Особенно понравилось… – Оказалось неожиданным… – Вызвало затруднение… – Было сложно…
Список использованной литературы: 1 Словарь синонимов русского языка. Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., Астрель, Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. – М., Учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба),М.,Просвещение, Волков С.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2005.
Презентацию подготовила Горелова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ. 3 г. Красноармейска Саратовской области Спасибо за внимание!