РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ» Заместитель заведующей по УВР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения 173 – детского сада комбинированного вида Скопинцева Лариса Васильевна 27 февраля 2013 года г. Тула
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность» Уильям Кильпатрик (основоположник проектов, американский педагог)
Метод проектной деятельности в основе проекта лежит проблема ДЛЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ НЕОБХОДИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ОБОБЩАЮТСЯ И ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДНО ЦЕЛОЕ
помогают: - активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; - осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; - увидеть проблему с разных сторон, комплексно способствуют: - развитию творческих способностей детей; - умению наблюдать; - умению слушать; - развитию навыков обобщать и анализировать; - развитию мышления развивают: - воображение; - внимание, память, речь Зачем нужны проекты?
Количество участников проекта не ограничено это может быть как один человек так и целый детский сад
Обязательные составляющие проекта: 1 детская самостоятельность (при поддержке педагога) 2 сотворчество ребят и взрослых 3 развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков 4 применение дошкольниками полученных знаний на практике
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта на основе изученных проблем детей поставить цель проекта привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта составление плана-схемы проекта сбор, накопление материала включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности домашние задания для самостоятельного выполнения презентация проекта, открытое занятие разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
Основные этапы метода проектов 1 Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени 3 Выполнение проекта – практическая часть 2 Разработка проекта – план деятельности по достижению цели к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели 4 Подведение итогов – определение задач для новых проектов
Проекты классифицируются: по составу участников по целевой установке по тематике по срокам реализации
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя». Виды проектов:
Игровые: - «Игра-путешествие в подводное царство»; - сюжетно-ролевая игра «Театр»; - игра «Строим город будущего»; - «Путешествие в древний мир»; - «Строим сказочный снежный городок». Творческие: - осенний (весенний, зимний) вернисаж; - музыкальная сказка (по выбору); - настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); - «Веселая ярмарка»; - создание фильмотеки рисованных диафильмов; - фестиваль искусств «Весенняя капель». Познавательные: - журнал «Почемучка»; - «Путешествие в Царство Математики»; - конкурс «Моя родословная»; - «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц). Типология и тематика проектов
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». Другие виды проектов
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. По продолжительности проекты бывают: - краткосрочными (одно или несколько занятий); - средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Задачи развития:
В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. 3 этап 1. Практическая помощь (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 1. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 1. Подготовка к презентации. 2.Презентация. 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!