Подбор образовательных технологий в соответствии с целями ООП К.п.н., доцент Бабушкина Вера Викторовна
Раздел 1 Технология – совокупность методов изменения состояния объекта. Технология – совокупность методов изменения состояния объекта. Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально- технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования. Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально- технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования. [ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО : Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ: Азарова Р.Н., Богословский В.А., Борисова Н.В.,и др.] [ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО : Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ: Азарова Р.Н., Богословский В.А., Борисова Н.В.,и др.]
Требования к системе образовательных технологий В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Характерные черты образовательных технологий: диагностическая формулировка целей; диагностическая формулировка целей; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; оценка текущих и итоговых результатов; оценка текущих и итоговых результатов; оперативная обратная связь. оперативная обратная связь.
Современные образовательные технологии представляют собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс; современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс; актуальное содержание, которое передается обучающимся и предполагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике; актуальное содержание, которое передается обучающимся и предполагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике; современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную инфраструктуру, средства мультимедиа, эффективное использование дистанционных форм обучения. современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную инфраструктуру, средства мультимедиа, эффективное использование дистанционных форм обучения.
Раздел 2 Инновационный подход в построении обучения
Инновации в образовательной деятельности это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью
Главная направленность инноваций– качественное обновление педагогической деятельности
Исходные положения инновационного подхода в обучении 1. Малоизученное дидактическое явление. 2. С трудом поддаются полной классификации. 3. Чаще рассматриваются как образовательное явление, реже – как культурный феномен общества.
Стратегия инновационного подхода в образовании Мобилизация потенциала самоорганизации обучения, проникновение и перенос его в систему обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности студента.
В основе построения модели инновационного обучения лежит идея о таком духовно- практическом феномене как рефлексия Рефлексия – способ организации идеальной деятельности сознания, процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, способность личности осознавать свою психическую деятельность, отражающей рациональное осмысление действительности [Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – ]
Инновационное обучение по своей сути есть модель рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучаемого как самоорганизующихся систем
Классификация инновационных технологий обучения Вид РетроспективныеСовременные Перспективные Основы Проблемный методМатериальный носитель Рефлексия человека Этапы ТОП ОВР МПС РПР БТН ЭМП ЭВТ ОРМ ОСМ ОПМ МПС – моделирование проблемной ситуации. Топ – точное осознание проблемы. ОВР – обоснование выбора решения. РПР -реализация принятого решения ЭМП – электромеханические приборы (техника). ЭВТ – электронно- вычислительная техника. БТН – биотехнические носители ОПМ - организация предметного мышления. ОСМ – организация смыслового мышления. ОРМ –организация рефлексивного мышления.
Классификация инновационных технологий обучения Системы обучения ПсихосистемыЭргономическиеСамоорганизующиеся Педагогичес- кая задача «Передача» объема и содержания учебного материала Разработка дидактического программного обеспечения Управление саморазвитием обучаемых Формируе- мые качества Познавательные способности (знания) Способность оперировать информацией (навыки и умения) Развитие личностного ресурса (культура понимания) Степень использова- ния %20-30 %5-10 % Параметры Мin –проблемности Мах - обученности Мin – времени Мах - информации Мin –воздействия Мах - развития
Направления внедрения инновационного обучения Адаптация инновационных технологий к традиционным формам учебных занятий Организация полного технологического цикла инновационного обучения Активизации традиционных форм обучения Появление качественно новых форм обучения
Раздел 3 Инновационные формы обучения
Инновационная лекция Лекция-беседа (семинар) предполагает установление обратной связи со слушателями; Лекция-интервью – активное соединение теоретического и практического содержания обучения. Лекция – «видео-тренинг» - развитие у обучаемых творческой самостоятельности, познавательной активности, внимания и мыслительной дисциплины, способности анализировать учебную видеоинформацию.
Проблемный диалог – технологическая форма интерактивной организации и управления познавательными процессами обучаемых. Функциональной проектирование – дидактический смысл которого состоит в том, чтобы обучаемый «целостно прожил и осмыслил» путь от разработки до реализации проектируемой им самим модели профессиональной деятельности.
Активные семинары - вид рефлексивной самоорганизации различных форм обучения, смысл которых заключается в одновременности организации и разработки проведения их сценария. Формы активного семинара: Ситуационный анализ; Дискуссия; Круглый стол; Имитационная игра; Деловая игра и др.
Инновации в организационном обучении ( обучение в системе ДПО) Разбор ситуаций (инцидентов); Разбор документов; «Деловой театр»; Планирование сценариев; «Зона тренировки»; Управление знаниями. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.
Инновации в самообучении Кейс-технологии; Телетехнология; Сетевые технологии обучения; Персональное консультирование.
В инновационном обучении более перспективна не замена традиционных средств информационного контакта техническими, а наоборот, только совершенствование традиционных форм общения при их технической поддержке.
Раздел 4 Образовательные технологии формирования компетенций в системе ВПО
ФГОС ВПО К О М П Е Т Е Н Ц И И Общекультурные Профессиональные Социально-личностные Инструментальные Профессиональные Общенаучные Возможная инвариантная часть
Технологический инструментарий образовательного процесса, обеспечивающий реализацию компетентностного подхода: Лекции; Семинарские и практические занятия; Лабораторные работы; Самостоятельная работа студентов; Практики (учебные и производственные); Квалификационные работы
Функция лекции ГОС ВПО Прямая передача информации ФГОС ВПО Организация самостоя- тельной работы студента
Содержание лекции Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь с другими дисциплинами; Способность правильно использовать методы и приемы дисциплины; Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; Способность оценить качество исследований в данной предметной области; Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
Содержание семинарских и практических занятий Технологический инструмент формирования общих компетенций - учебные (текстовые) задания. Психологической основой формирования компетенций являются мыслительные операции.
Мыслительные операции познавательной деятельности человека Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Конкретизация
Лабораторные работы Содержание лабораторного практикума: 1. Цель работы. 2. Схема экспериментальной установки. 3. Методика проведения эксперимента. 4. Методология обработки результатов. 5. Теоретические вопросы по теме экспериментальной работы. Для обеспечения формирования общих и специальных компетенций включить: 1. Обоснование используемых режимов проведения эксперимента и измерений. 2. Обсуждение полученных результатов.
Пример обсуждения полученных результатов лабораторной работы 1. На основании полученных данных охарактеризуйте вид кинетических кривых…; глубину описания реакции..; прямолинейную зависимость … 2. Оцените полученные численные значения… Сделайте вывод о влиянии… 3. По результатам определения порядка изученной реакции методом… сделайте вывод о применении данного метода к изученной реакции.
Самостоятельная работа студента Теоретическое задание для СРС должно содержать: 1. Указание места изучаемого раздела в общей структуре дисциплины; 2. Логические связи с другими разделами дисциплины; 3. Логические связи с содержанием поддерживающих дисциплин.
Квалификационный экзамен Содержание несколько основных дисциплин по специальности. Реализация Отдельные вопросы, относящиеся к тем или иным основным дисциплинам. Результат Определяет уровень сформированности лишь части общих и специальных компетенций. Содержание синтетическая теоретическая задача Реализация При решении необходимо использовать знания всех основных дисциплин специальности и необходимые информационные ресурсы. Результат Проверка уровня общих и специальных компетенций Форма 1 Форма 2
Раздел 5 Измерение достижений целей образования
Систематизатор когнитивных установок по Б. Блуму УстановкаОпределениеЧто делает ученик Знание Запоминание специфической информации Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает Понимание Понимание заданного материала независимо от другого материала Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует Применение Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует Анализ Расчленение информации на составляющие элементы Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает Синтез Составление целого из отдельных частей Комбинирует, составляет, придумывает, творит Сравнительная оценка Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты, критерии Оценивает, обсуждает
Таксономия целей обучения Познавательные уровни Примерные образцы ключевых вопросов и заданий (начало формулировок) Знание Назовите… Что называется… Дайте определение…Перечислите…Выберите правильный ответ… Покажите… и т.п. Понимание Объясните взаимосвязь… Почему… Дайте объяснение… Покажите на графике.. Установите причинно- следственные связи… Как вы понимаете… и т.п. Применение Выполните упражнение… Решите задачу… Проверьте правильность… установите закономерность… Сделайте вывод… Докажите… и т.п. Обобщение и систематизация Сделайте обобщение… Дайте характеристику… Классифицируйте… Представьте графические связи… Выделите проблему… Разработайте модель… Сформулируйте рекомендации и т.п. Ценностное отношение Какое значение имеет… Как вы относитесь…Выделите критерии… Опишите достоинства и недостатки… Оцените … Определите значимость… и т.п.
с Матрица компетенций с тудент группы: УК-301 ………….. Компетенция знание понимание применение анализ синтез оценка Умение идентифицировать случайные величины и вычислять их характеристики ° Готовность применять кореляционный анализ для решения проблем ° Владение статистическими методами управления качеством производства продукта ° Владение приемами работы с контрольными картами °
Вывод Создание нового поколения учебно- методических материалов, содержащих учебные задания, ориентированные на реализацию всего спектра основных мыслительных операций как психологической основы формирования компетенций; Создание методики организации учебного процесса с использованием современных образовательных технологий и их экспериментальная апробация.
Спасибо за внимание!