Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих технологий ГОУ ЯО ИРО
Лекция 1 Тема: Теоретические особенности формирования универсальных учебных действий (УУД) 1.Методология универсальных учебных действий (УУД). 2.Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД) и способы их формирования. 3.Основные виды универсальных учебных действий.
Ключевые цели общего образования: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Приоритетное направление ФГОС Реализация развивающего потенциала образования, где актуальной и новой задачей становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра
Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта(в широком смысле); - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (в узком смысле).
Теоретическая и методологическая основа ФГОС системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, ( ведущие положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.) Базовым положением служит тезис «…развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса». опыт реализации компетентностного подхода Акцент на достижение учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
Вывод 1 формирование универсальных учебных действий основывается на положениях технологического подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе разных парадигм образования
Вывод 2 Процесс формирования универсальных учебных действий создает возможность реализации новой парадигмы образования - парадигмы САМОразвития личности
Новая цель образования, отвечающая парадигме само- формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования
Саморазвитие - это то, что человек сознательно делает для создания своей индивидуальности, целостной личности, своего «Я» для полной самореализации.
Саморазвитие личности – это процесс осознаваемого и неосознаваемого развития, управляемого самой личностью, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности (Г.К. Селевко).
Задача педагога пробудить в школьнике желание развивать себя, самосовершенствоваться, т.е. вооружить его умениями используя теорию и практику технологии саморазвития личности в соответствии с ее основными и специальными целями, подбирая соответствующие методы и средства
Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
3.Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
4.Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
5.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.