Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Калашникова Татьяна Васильевна, методист Центра воспитания и гражданского образования Технология «Дебаты» в образовательном пространстве.
История Дебатов: Древняя Греция Европа (средние века) США (телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном) Россия (1993г. Институт «Открытое общество»)
Дебаты предполагают: Совместную деятельность; Активное включение самого ученика; Диалогическое общение; Равный контакт участников; Толерантное восприятие иного; Наличие определенных правил; Рассмотрение проблемы с разных точек зрения
Дебаты способствуют: Расширению общекультурного кругозора; обогащению знаний, относящихся к гуманитарным и прежде всего обществоведческим областям; развитию интереса к учебе, формированию мотивации обучения; формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы; способности концентрироваться на сути проблемы; Развитию корректного монолога и диалога
Развитию интеллектуальных способностей: формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями; умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств; умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию; способности концентрироваться на сути проблемы.
Развитию коммуникативных умений: o умению слушать и слышать собеседника; o способности сопереживать другим людям и проявлять солидарно понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт; o терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толераности; o способности работать в команде.
Развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления; уверенности в себе; умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой; умению четко отвечать на поставленные вопросы
Суть Дебатов: I. Обязательное наличие двух сторон – утверждение, отрицание; II. Соблюдение регламента; III. Корректное отношение к оппонентам; IV. Соблюдение правил формата; V. Работа с вопросами; VI. Решение свободного парламентария
Различные форматы дебатов: Формат Карла Поппера Парламентский формат Дискуссия Формат Линкольна-Дугласа Формат г. Самары (моделирование ф. К. Поппера) Блиц-формат Формат ООН