Результаты инновационной деятельности: вариативность образовательных услуг; осознание руководителями и педагогическими коллективами назначения конкретного образовательного учреждения; внедрение новых педагогических технологий; совершенствование научного, методического и психологического сопровождения образовательного процесса; информатизация образовательного процесса.
Управление опытно-экспериментальной деятельностью УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Экспертный совет Методический совет Совет руководителей Коллегия Опытно-экспериментальные площадки
Экспериментальные площадки Федеральные 2 Региональные 11 Муниципальные 28
Федеральные экспериментальные площадки Лицей 10 «Личность школьника в образовательном пространстве лицея: развитие, образованность, здоровье, культура» научный руководитель Резниченко Мария Андреевна, кандидат психологических наук, профессор БелГУ Лицей 38 «Выявление барьеров самореализации школьников в учебной деятельности и поиск путей их преодоления» научный руководитель Исаева Надежда Ивановна, доктор психологических наук, профессор БелГУ
Региональные экспериментальные площадки: Гендерное образование – 4 ДОУ(17,57,59,70); «Апробация экспериментального учебного плана для общеобразовательных учреждений. Предпрофильная подготовка и профильное обучение» - 5 ОУ (1,2,5,47,49); «Углубленное изучение русского языка по программе В. Бабайцевой» (гимназия 3); «Изучение условий, способов и приемов внедрения инновационной развивающей технологии обучения русскому языку в школе доцента Ю.А. Поташкиной в практику работы школ Белгородской области» - 9 ОУ.
Муниципальные экспериментальные площадки апробация различных моделей организации образовательного процесса (гимн. 5,СОШ 13,41); определение условий развития личности школьников и воспитанников ДОУ (лицеи,10,38, прогимназия 51, ДОУ 43,74); отработка содержания гимназического и лицейского образования (гимназии 2,22, лицеи 9,32); создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся (СОШ 39,46, ДОУ 69,81); создание условий для успешной социальной адаптации дошкольников (ДОУ 58,81); апробация моделей организации образовательного процесса на краеведческой основе (СОШ 20,28,40,45, ДОУ 10,25); апробация экспериментального учебного плана для общеобразовательных учреждений (9 ОУ); и другие.
В экспериментальной работе различного уровня задействовано Педагогических работников ОУ 166 Педагогических работников ДОУ 1457
Давыденко Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор БелГУ. Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики БелГУ. Исаева Надежда Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии БелГУ. Туранина Неонила Альфредовна, доктор филологических наук, профессор БелГУ. 27 кандидатов наук. Научное руководство экспериментальной деятельностью
Опытно-экспериментальная деятельность Инновации, связанные с изменением содержания образования Управление образовательным процессом Апробация авторских технологий
Инновации, связанные с изменением содержания образования Апробация авторских учебников («Русская литература XIX века» С.А. Зинина, В.И.Сахарова, «Обществознание» А.И. Кравченко); Апробация различных дидактических систем и учебно- методических комплексов (Эльконина – Давыдова, «Новая школа» О.А. Поповой, «Физика и химия. 5-6 класс» А.Е. Гуревича, электронный образовательный комплект «Русский язык 5-11 класс» и др.); Введение в предметное содержание образования этнокультурного компонента (гимназия 3, СОШ 20, 28, 40, 45) ;
Инновации, связанные с изменением содержания образования Апробация различных аспектов содержания общего и дошкольного образования (экономического – лицей 9, лингвистического – гимназии 2,5,12, ДОУ 25, гражданского, экологического, эстетического); Отработка лицейского и гимназического образования.
Апробация авторских технологий : Технология саморазвития М.Монтесори: ОУ 1, 27, 31, 39, 42, 45, 46, 47, ДОУ 57, 79,87 Развивающая технология преподавания русского языка Ю.А. Поташкиной: ОУ 1, 22, 31, 42, 43, 47, 49 Технология обучения литературе Б.С.Дыхановой: ОУ 1, 37, 39 Технология проектного обучения: учителя истории ОУ 1, 21, 31, иностранного языка ОУ 1, 2, 5, 9, 10, Технология проблемного обучения: учителя технологии ОУ 47,32,42, иностранного языка ОУ 12, математики ОУ 24
Апробация авторских технологий : Технология модульного обучения: учителя математики ОУ 36, истории ОУ 22, биологии ОУ 32 Проблемно-модульная технология: учителя математики ОУ 9 Информационные технологии: учителя технологии ОУ 3,10,11, физики ОУ 5,9,38, иностранного языка ОУ 1,2,5,12,32,45,49, математики ОУ 1,2,5,9,20,32,47 Игровые технологии: учителя иностранного языка ОУ 45 Технология исследовательской деятельности: учителя математики ОУ 22
Апробация авторских технологий : Технология «Диалог культур»: учителя математики ОУ 9; Технология алгоритмизации деятельности учащихся: учителя истории ОУ 22; Технология критического мышления: учителя истории ОУ 9; Технология использования тестовых заданий при формировании ключевых компетенций: учителя истории ОУ 4; Технология интерактивного обучения: учителя истории ОУ 12, географии ОУ 38.
В управлении образовательным процессом Реализация матричной модели управления; Программно-целевой подход к организации деятельности образовательного учреждения (практически во всех учреждениях образования разработаны и реализуются программы развития); Использование автоматизированных программ (Программно- технологический комплекс Канаева –лицей 38, СОШ 46, электронные тесты «Амптхауэра», КОТ, «Люшера», психосоматическая диагностика скрытой мотивации Соломина – лицей 10); Развитие государственно-общественных форм управления (во всех учреждениях образования созданы Попечительские советы, Советы учреждений, развивается ученическое самоуправление); Организация межведомственного взаимодействия на принципах социального партнёрства.
Направления методической поддержки: Нормативно-правовая поддержка Организационная поддержка Информационная поддержка Научно-методическая поддержка
Проблемы: 1. Отсутствует программа развития опытно- экспериментальной деятельности в муниципальной системе образования; 2. Не ведется опытно-экспериментальная работа в учреждениях дополнительного образования; 3. Не все направления развития образования, заявленные на всех уровнях как приоритетные, нашли свое отражение в тематике исследований, проводимых в учреждениях образования города Белгорода (а именно: совершенствование системы управления образованием, развитие социального партнерства, развитие ученического самоуправления, совершенствование системы воспитания, интеграция основного и дополнительного образования);
Проблемы: 4. Сохраняется потребность в совершенствовании нормативно- правовой базы; 5. Не разработаны процедуры экспертизы муниципальных экспериментальных площадок; 6. Остается недостаточным уровень исследовательской культуры педагогов; 7. Недостаточно эффективно идет процесс внедрения положительного опыта, полученного образовательными учреждениями в ходе экспериментальной деятельности.