Психология детского чтения Значение занятий рисованием в формировании осознанного процесса чтения Коробейникова Е.М., педагог-психолог, учитель ИЗО
Программа ООН, декабрь 2001 год « Грамотность как как свобода. Десятилетие грамотности (2003 – 2012 гг.)»
Отмечается общее снижение интереса к чтению в России по показателям: Систематически читающая молодежь Занятие домашним (семейным) чтением Читали хотя бы одну книгу в год
Национальная программа поддержки и развития чтения в России. Задачи : формирование потребности в чтении как у взрослых, так и детей; усиление вклада образовательных учреждений и семьи в развитие процесса читательской деятельности
Инструкции и рекомендации Минобразования: снижены требования к скорости чтения младшего школьника и усилено внимание к формированию осознанного процесса чтения.
Формирование основополагающей читательской компетентности развивать такие умения, как : определение и восстановление контекста; связывание разных элементов информации; соотнесение прочитанного со знаниями из других образовательных областей и собственным опытом; критическое осмысление текстов.
Противоречие между умением и желанием читать Значение умения читать возрастает с каждым классом. Например, прежде чем познавать что- либо по предмету, ребенок должен понять устный и письменный текст: «Прочитайте параграф самостоятельно»
Как формировать интерес к чтению интерес к чтению умение читать процесс чтения Техническая (скорость, правильность и качество озвучивания букв) Смысловая (понимание содержания прочитанного) взаимосвязь потеря интереса к чтению
Как проверить осознанность чтения у ребенка Задание: прочитай и нарисуй Текст 1 : «Она подметала пол». Последующая беседа (после рисунка): Кто подметал пол? Что у нее было в руках? У нее был в руках веник? Текст 2 :«Мальчик играл под присмотром взрослых». Кто был рядом с мальчиком?
Особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками I этап – чувственное переживания произведения II этап – оценочные суждения III этап – реализация в самостоятельной деятельности
I этап восприятия произведения чувственное переживание произведения слежение за развитием действий (событий) в художественном произведении; воссоздание в воображении его образов; возникновение соответствующих переживаний. II этап восприятия произведения оценочные суждения возникает только на основе этапа чувственного переживания произведения. III этап реализация в самостоятельной деятельности влияние результатов восприятия на личность слушателя; реализация его в оценочных суждениях, в самостоятельной речевой, изобразительной, художественной деятельности.
Значение занятий рисованием в формировании психологических процессов, лежащих в основе умения читать Что делает ребенок (действия) Какие психологические процессы развиваются Какое значение для умения читать 1.1 Наблюдение за природой пред рисованием восприятие, его объем –«схватывать» читаемое слово целиком независимо от количества составляющих его букв, – обеспечивает достаточные скоростные характеристики процесса чтения. 1.2 Наблюдения за изменением отдельных свойств, признаков различных предметов и явлений совершенствование процессов зрительного и слухового анализа – дифференцирование букв (и и ц), и слов (например: ворона - ворота)
Что делает ребенок (действия) Какие психологические процессы развиваются Какое значение для умения читать 1.3. высказывание предположений (что будет, когда…) –умение представить себе предмет или явление до того, как они будут реально восприняты (антиципация), –развитие речи –важно для –прогнозирования смыслового содержания читаемого текста 2.1 Иллюстрирование прослушанных сказок, рассматривание разных картин и предметов –вырабатывает ассоциации между чувственно воспринимаемым объектом и его словесным обозначением «объект - слово», наполняя словесную звуковую оболочку конкретным чувственным содержанием –обогащает знаниями, –абстрактные буквенные знаки при чтении актуализируются в конкретное чувственное содержание, –информационно насыщенное чтение, 2.2 оценивает пережитые события через рассказ по своей иллюстрации –развитие речи, –воображения, –критическое осмысление и отношение, суждение –критическое оценивание содержания прочитанного текста, –вырабатывается правило поведения на будущее
Что делает ребенок (действия) Какие психологические процессы развиваются Какое значение для умения читать 3.1 срисовывание с натуры, сопровождающее его словесное обозначение отдельных деталей воспринимаемых объектов 3.2 Рисование по памяти превращение восприятия в анализирующее наблюдение, суждение, соображение, воображение способность замечать даже весьма незначительные детали или малейшие изменения во внешнем виде воспринимаемых объектов мысленного представления читаемого содержания; 4. подвижные игры Свойства внимания распределение и переключение скорость чтения, понимание прочитанного
Выводы: Способность к осмысленному чтению предполагает определенный уровень психологического развития ребенка Занятия рисованием способствуют формированию психологической основы навыка чтения через широкое развитие мыслительных процессов: восприятия, речи, мышления и наглядно-чувственной сферы детей (воображения).
Выводы: Эмоциональное общение взрослого с ребенком принесет больше пользы для развития умения читать и быть грамотным, чем затрачивать усилия, направленные на занятия ребенка чтением («Читай!»)
Каждый взрослый может способствовать формированию осмысленного чтения: приобретение интересного опыта: игры; повседневная жизнь; загородные прогулки; исследования природы. опыт символической репрезентации: театральные постановки; рисование и живопись ; музыка и танцы.