л
Формирование связной речи учащихся начальной школы с нарушением речи. Составление описательного рассказа
Цели и задачи: Цель: - Способствовать формированию умения описывать предмет Задачи: 1. Упражнять детей в умении составлять рассказ-описание в связной логической последовательности. 2. Обогащать словарный запас. 3. Совершенствовать грамматический строй речи.
Оборудование урока: 1.Информационно-компьютерные технологии. 2. Картинки с изображением лисы, лисят. 3. Иллюстрации к сказкам, в которых лиса действующее.
Предварительная работа: подбор определений, многозначных и родственных слов к предметам; составление предложений и плана; описание предметов.
Ход занятия: 1. Слушание музыки Ф.Ф. Шопена «Весенний вальс»
2. Игра «Составь слова» - Из букв, стоящих в словах на третьем месте необходимо составить слово (Халат, птица, лесок, квас) - Попробуйте отгадать, какое слово зашифровано? (Лиса) - Запишите и проанализируйте слово ЛИСА
3. Подбери родственные слова к слову ЛИС (записать) ЛИС - Как называются эти слова и почему?
4. Игра «Подбери синонимы» (составление предложений) умный ловкий бессовестный лукавый трусливый злой хитрый расчетливый осторожный Как вы думаете, почему говорят: ««Лиса семерых волков проведет?»
5. Физкультминутка Лиска, лисонька, лиса, Рыжехвостая краса! (ходьба на месте) Лиска раненько встает, (потянуться, позевать) Лапки моет, воду пьет. Прибирает листка в норке И выходит на пригорок: Раз,два,три, четыре, пять- Лиска хочет сильной стать!
6. Словарно-орфографическая подготовка (рассматривание картины) - Подберите необходимые имена прилагательные: Туловище (какое?)… Лапки (какие?)… Ушки (какие?)… Глазки (какие?)… Шерсть (какая?)… Грудка (какая?)… Хвост (какой?)… Слух (какой?)… Бег (какой?)…
7. Составление описания предмета (устного рассказа по вопросам плана и опорным словам) - Как вы думаете, с чего лучше начать описание? (составление плана) План. 1. Какое животное лиса? 2. Где живет лиса? 3. Каков ее внешний вид? 4. Чем питается? 5. Какие повадки у лисы?
8. В гостях у сказки - Узнайте по иллюстрациям название сказки, в которой лиса главный действующий герой
9. Итог урока - Чему научились на уроке? - Как вы считаете, удалось ли вам описать предмет – лису? - Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной. - Похлопайте в ладоши те, кому было легко.