Современные технологии, применяемые в реабилитации детей с легкой степенью умственной отсталости. Автор: учитель - дефектолог МБДОУ детского сада комбинированного вида 25 «Сувенир» г. Павлово Черствова Ольга Александровна 2014 год
Работа с данной категорией детей строится на основе программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание».
I. Здоровье II. Физическое развитие и физическое воспитание III. Познавательное развитие Сенсорное воспитание Формирование мышления Формирование элементарных количественных представлений Ознакомление с окружающим Развитие речи и формирование коммуникативных способностей Обучение грамоте (развитие ручной моторики и подготовка руки к письму; обучение элементарной грамоте) IV. Формирование деятельности Обучение игре Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование) Конструирование Трудовое воспитание (воспитание культурно – гигиенических навыков, ручной труд, хозяйственно – бытовой труд) V. Эстетическое развитие Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность Ознакомление с художественной литературой Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства
Развивающие технологии, используемые в работе: танцтерапия изотерапия музыкотерапия игровые технологии игры с песком и водой (песочная и водотерапия) технология А. Закрепиной по социальному развитию детей
Танцтерапия (или танцевально – двигательная терапия) – способствует: самоформированию и самосовершенствованию с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением; выплеску эмоций; физической разгрузки и.тд. Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Изотерапия – это рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д.
Использование игровых технологий в воспитании и обучении обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка.
Коррекционно – педагогическая работа по социальному развитию детей, на основе технологии разработанной к.п.н. А. Закрепиной. Данная технология включает ряд направлений: 1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Игры: «Посмотри мне в глаза!», «Кто спрятался?», «Ку – ку!», «Подуй, ветерок!», «Лови мяч!», «Грузовик» и др. 2. Формирование образа Я («Я сам»). Игры и упражнения: «Иди ко мне!», «Ау!», «По кочкам – по кочкам…».
3. Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»). Игры и упражнения: «Попроси игрушку!», «Привет!», «Это мамочка!» 4. Формирование представлений об окружающем мире и адекватных способах действия в нем («Я и окружающий мир»). Игры и упражнения: «Погремушки», «Кати шарик!», «Горит – не горит», «Петрушка», «Построим башенку», «Достань шарик», «Постучи молоточком», «Поймай мяч», «Цыплята», «Покорми мишку», «Поймай рыбку» и др. 5. Формирование способов усвоения общественного опыта. Игры и упражнения: «Кати мяч!», «Постучи молоточком!», «Закроем коробки крышками», «Спрячем игрушку в коробочку», «Птица», «Ветер», «Велосипед», «Гремим погремушкой», «Хлопаем в ладоши» и др.
6. Формирование навыков социального поведения. Игры и упражнения: «Слушаем музыку», «Поможем Петрушке убрать игрушки», «Гости» и др. 7. Формирование навыков самообслуживания, гигиены, бытовых навыков. Игры и упражнения: «Перчатки», «Парикмахер», «Водичка, водичка!», «Уборка рабочего места».
Спасибо за внимание!