Д ИСКУССИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Районный обучающий семинар учителей музыки, МХК, ИЗО
П РОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ, И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ дискуссия - это не спор, а способ обсуждения и поиска истины в процессе исследования проблем общение с равноинформированными партнерами достижение взаимопонимания между сторонниками противоположных точек зрения поиск компромисса
В КАКОМ СЛУЧАЕ ДИСКУССИЯ УМЕСТНА ? Учащиеся работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на ту или иную проблему; Обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате); В процессе обсуждения проблемы происходит разделение учащихся по способам и средствам ее решения.
КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ВАЖНЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОДУКТИВНОЙ ДИСКУССИИ : Заинтересованность; Конструктивность подхода; Умение идти на оправданный компромисс; Стремление к постоянной коррекции точки зрения; Поиск правильных доводов оппонента; Интеллектуальная терпимость; Умение слушать; Умение «держать позицию»; Умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны; Ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха, давления, со знанием того, что нужно сказать); Гибкость мышления; Культура речи; Эмпатия (постижение эмоционального состояния другого человека).
ЧЕТЫРЕ ШАГА, ИЛИ ПРИЕМА, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ДИСКУССИЯ НЕ « БУКСОВАЛА »: Утверждение Вопросы Сигналы Молчание
учебная дискуссия важна не только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где школьники отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию. Умение договариваться в группе при подготовке и выдвижении аргументов; Умение строить свои доводы с учетом мнений, которые могут как совпадать с высказанной точкой зрения, так и отличаться от нее; Уважение к участникам дискуссии, к их суждениям.
С ОВМЕСТНЫЙ ПОИСК Этапы урока учащиеся продумывают свои вопросы класс или группа выбирает тот, который и явится отправным для начала дискуссии учитель готовит несколько наводящих вопросов (4-6), которые будут поддерживать ход дискуссии ведение учителем «журнала» по результатам дискуссии можно предложить учащимся написать небольшое эссе, в котором были бы отражены ее ход и результаты
Н АВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ Вопросы по образной системе текста, его символике Контрастные вопросы Вопросы, оценивающие позицию автора Отвлеченные вопросы Сравнительные вопросы