ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ методист ОБЖ Борсаков В.И. тел Семинар-практикум
1. Понятие педагогические технологии 2. Современные образовательные идеи и урок 3. Современный урок как система 4. Педагогический анализ урока
дидактическая концепция, часть педагогической науки( Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др. ); педагогическая система( В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др. ); педагогический процесс( В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся ( В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.)
Педагогическая технология - Последовательно взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач ( В.В.Анисимов,О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров ) Планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса
1. Технология модульного обучения 2. Дифференцированное обучение 3. Поисковые и исследовательские технологии 4. Проблемное обучение 5. Проектное обучение 6. Дискуссия в учебном процессе 7. Технология развивающего обучения 8. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» 9. Технология «Портфолио» 10. Технология «Образ и мысль» 11. Технология «Педагогические мастерские» 12. Игровые технологии
Современный урок должен отвечать духу и требованиям (вызовам) времени
Изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения Усиление личностной ориентации содержания и технологий образования Индивидуализация образовательных траекторий учащихся Творческая и развивающая направленность базового обучения Технологизация и компьютеризация учебного процесса
1. Идея субъектности 2. Идея мотивированности обучения 3. Идея активизации обучения 4. Идея индивидуально-личностного подхода 5. Идея рефлексивности обучения
Персональность Осмысленность и осознанность действий учащихся Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика
О перегрузках О психологической безопасности О внимании на уроке О разнообразии мотивов учения Как увеличить мотивационную силу учебной ситуации?
Инициативная активность учащихся (выбор себя) Виды и приёмы активизации
Учить диагностично и диалогично Индивидуальные образовательные траектории Макрохарактеристики человека
Организация рефлексии в процессе обучения Формы образовательной рефлексии
Три основных компонента для системного и целостного взгляда на урок: содержательно-целевой организационно-практический контрольно-оценочный
УРОК Цели Формы организации Результаты Содержание Педагогический инструмент Оценка
О целепологании на уроке Три пространства содержания ( нормативное, диалектическое, смысловое) Что делает учебный материал информацией ( новизна и неожиданность)? Три способа отбора содержания ( дифференцированный, первоначальный мониторинг, импровизация) Три подхода к работе с учебным материалом на уроке
o Формы организации урока o Педагогический инструмент
o Оценочная деятельность на уроке o Варианты результатов на современном уроке
Виды анализа: Ю.А. Конаржевским в книге «Анализ урока» предложены четыре основных варианта: Структурный анализ (восемь этапов по Ю.А Конаржевскому) Системный анализ существует в двух вариантах: - цель, содержание, методы, формы, результат (Т.И. Шамова) - цель-результат, содержание и способы деятельности (В.П. Симонов) Аспектный анализ