Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Немного истории
Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства. «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом: дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи; роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления; критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить; существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта
Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:
Фазы урока Вызов Задает тон урока Осмысление Соотнесение старой и новой информации Рефлексия Выведение знания на уровень применения и понимания
Мозговая атака (штурм) Верите ли вы, что … Верите ли вы, что … Корзина идей Корзина идей Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
«Знаю»«Хочу узнать»«Узнал» Степь – природная зона Как выглядит степь в разное время года? Кто живет в степи? … …
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных …
Кластер Чтение с остановками Чтение с остановками Бортовой журнал Бортовой журнал Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Кластер Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме Может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызов- для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии- при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес» лес тайга широколиственный смешанный растения животные растения животные растения животные
Прием «Сводная таблица» Данный прием целесообразен на стадии осмысления. Учащиеся получая текст, внимательно читают его, готовят презентацию для остальных групп. Для этого можно использовать любые графические приемы или просто пересказ.
Название Основные свойства Использование Известняк Белого, серого или желтого цвета; Строительство, мел, мрамор. Гранит Зернистый. Твердый и прочный Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. Глина Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. Кирпич, посуда ПесокВ виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. Дороги, стекло Железная руда Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. Окружающий мир, 3 класс, «Полезные ископаемые».
Ключевые понятия Рисунок или схема
Синквейн Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Ассоциации Ассоциации
«толстые вопросы»«тонкие» вопросы» Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа ответа Тонкие вопросы – требуют фактического ответа
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
ИНСЕРТ V - известная информация + - новые знания - о чём думал иначе ? - я хочу знать об этом больше
Ребята! Вы уже умеете определять группы слов, которые имеют общие свойства (называют предметы, признаки, действия). V Их легко определит по общим вопросам: 1) кто? что? 2) какой? какая? какие? 3) что делает? что делают? V Эти группы слов в русском языке принято называть частями речи. ?
Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
СИНКВЕЙН Сказка Волшебная, бытовая. Читать, пересказывать, учить. Сказка – ложь, да в ней намёк. Фантазия.
Критическое мышление может развивать следующие качества ученика - готовность к планированию; - гибкость( восприятие идей других); - настойчивость( достижение цели); - готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибками для продолжения обучения); - осознание( отслеживание хода суждений).
Древнекитайская мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Плюсы и минусы технологии развития критического мышления + - Формирование универсальных учебных действий Реализует системно-деятельностный подход Сотрудничество Время на подготовку