Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
График общей заболеваемости детей в Санкт-Петербурге.
Распределение детей по группам здоровья, %, Санкт-Петербург. ДДУШколы144 Группы здоровь я группа11,311,210,712,412,210,28,2 2 группа73,573,674,363,764,265,861,4 3 группа14,31413,922,422,622,728,2 4 группа0,70,9 1,3 1,2- 5 группа0,2 0,150,5
Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом: По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки воз растным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий : 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно- воспитательного процесса. 2.Творческий характер образовательного процесса. 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. 4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. 5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. 6.Рациональная организация двигательной активности. 7. Обеспечение адекватного восстановления сил. 8.Обеспечение прочного запоминания.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы: 1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. 2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. 3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. 4.Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Критерии здоровьесбережения на уроке. Обстановка и гигиенические условия в классе. Количество видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания. Наличие и место методов, способствующих активизации. Место и длительность применения ТСО. Поза учащегося, чередование позы. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Эмоциональные разрядки на уроке. Психологический климат на уроке. Момент наступления утомления и снижения учебной активности. Темп окончания урока.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Правило1.Правильная организация урока. Правило 2. Использование всех каналов восприятия. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности. Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Педагогика сотрудничества. Технологии развивающего обучения. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, ( В. В. Фирсов). Технология психологического сопровождения, (М.Ю. Громов и Н.К. Смирнов). Технология раскрепощённого развития детей, ( В. Ф. Базарный).