Сбор и использование данных о водозаборе и водопользовании в Грузии Мариам Макарова, Начальник отдела управления водными ресурсами, Министерство охраны окружающей среды Грузии
Законодательно-нормативная база Закон Грузии о воде (1997 г.) Указ Президента «Об утверждении положений Национальной статистической службы Грузии» (2010 г.) «Правила заполнения и представления форм статистической отчетности по государственному учету и использованию водных ресурсов», утвержденные Государственным департаментом статистики и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (последняя редакция – 2004 г.)
Обязательства по отчетности (1) Данные о водопользовании основываются на статистических формах «Государственного учета водопользования» (утверждены Государственным департаментом статистики в 2004 году) Формы заполняются предприятиями-водопользователями, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, главным образом: - промышленные предприятия, - сельскохозяйственные объекты, в том числе системы орошения и рыбохозяйственные объекты, - системы централизованного водоснабжения и канализации, - тепловые электростанции, с 2002 года - гидроэлектростанции
Обязательства по отчетности (2) Статистические формы государственной отчетности заполняются водопользователями, которые: имеют свои собственные водозаборные сооружения для забора воды от поверхностных водных объектов или источников подземных вод сбрасывают сточные воды напрямую в поверхностные водные объекты, коллекторы ливневой канализации, фильтрационные участки, выпариватели, орошаемые сельскохозяйственные поля, рельефы и т.д. сбрасывают сточные воды в канализационную систему и потребляют, по крайней мере, 20 м 3 в сутки от водопроводной системы
Обязательства по отчетности (3) Крайний срок представления форм в Министерство охраны окружающей среды – 15 февраля каждого года (данные за предыдущий год) Метод представления – бумажная форма с подписью и печатью Директора предприятия- водопользователя.
Содержание форм (1) Наименование и адрес предприятия, форма собственности, тип производственной деятельности, количество и тип изготавливаемых товаров, количество сотрудников и режим работы; Источник водозабора и категория воды; Объем водозабора (годовой и по месяцам); Объем используемой воды и потери при транспортировке; Водный объект/канализационная система, принимающая сточные воды; Размещение водозаборных сооружений и точек выпуска воды: расстояние от дельты
Содержание форм (2) Объем сбрасываемой воды, включая очищенные (по типу очистки), неочищенные и сточные воды, не требующие очистки; Количество загрязняющих веществ, сбрасываемых вместе со сточными водами; Объем технической и повторно используемой воды; Объем воды, измеряемый водомерами; Расчетная и фактическая производительность водоочистных сооружений.
Кодекс об административных правонарушениях Грузии Нарушение правил ведения основного реестра водопользования предусматривает финансовую ответственность, предусматривающую наложение штрафа в размере от 50 до 100 Грузинских лари Нарушение правил ведения государственного реестра, государственного водного кадастра и кадастра водопользования предусматривает финансовую ответственность должностных лиц, предусматривающую наложение штрафа в размере от 100 до 150 Грузинских лари Непредставление информации о регистрации выбросов загрязняющих веществ в соответствующих формах и в установленный срок предусматривает финансовую ответственность, предусматривающую наложение штрафа в размере 150 Грузинских лари
Обработка и управление данными Ответственный орган – Отдел управления водными ресурсами, Министерство охраны окружающей среды: Сбор данных Анализ данных Ведение базы данных Годовой обзор (Годовой статистический отчет по водопользованию) с указанием основных показателей водопользования в Грузии Представление в Национальную статистическую службу
База данных Существующая – Microsoft Office Access Планируемая – связанная с системой ГИС (Переход начат при поддержке проекта, финансируемого АМР США – «Программа по водным ресурсам на Южном Кавказе» и проекта водопользования, финансируемого ЕС - Трансграничное управление реки Кура – Фаза 2, но не закончен. Требуется дополнительная поддержка)
Годовой обзор (1) Содержание: Объем водозабора (поверхностные и подземные воды) –в год и по месяцам; Объем воды, используемой в различных целях Потери при транспортировке Объем сбрасываемых вод, включая очищенные (по типам очистки), неочищенные и сточные воды, не требующие очистки; Объем загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами; Объем технической и повторно используемой воды; Объем воды, измеряемый водомерами.
Годовой обзор (2) Данные представляется по : видам экономической деятельности, административно-территориальным единицам (регионы и районы), бассейнам реки.
Основные показатели состояния окружающей среды (водных ресурсов) ( Формальный перечень показателей, утвержденный Правительством, не составлен) ПОКАЗАТЕЛИ ЕЭК ООН/СТРАН ВЕКЦА ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫЕ В СТАТИСТИКЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ГРУЗИИ Забор пресной воды X Хозяйственно-питьевое водопользование на душу населения - Потери воды X Повторное использование и переработка пресной воды X Загрязненные (неочищенные) сточные воды X Доля населения с доступом к сети питьевого водоснабжения и канализации (%) -
Доступность данных Отдел управления водными ресурсами: - с 1988 года до настоящего времени – в бумажном формате - с 2000 года до настоящего времени – в электронном формате. Информация должна быть представлена по требованию любого заинтересованного юридического лица, НПО и т.д. На бесплатной основе. Отобранная (суммарная) информация:
Использование данных Министерство охраны окружающей среды – для разработки Национального плана действий по окружающей среде и Отчетов о состоянии окружающей среды; Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты – для разработки Национального плана действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной защиты; Государственные органы - для разработки государственной политики для различных секторов экономики, например, Сектор водоснабжения и канализационной системы, сектор энергетики и т.д. Региональные и местные органы государственного управления – разработки стратегий регионального развития; Инвесторы, частный сектор и консультационные фирмы – для подготовки документов по оценке воздействия на окружающую среду.
Проблемы Устаревшие формы статистики водных ресурсов (слишком сложные для пользователей, не содержат необходимой информации) Устаревшая система сбора данных (бумажные формы) Недостаточный анализ достоверности данных Устаревшие базы данных (не связаны с системой ГИС) Отсутствие систематического самоконтроля качества сточных вод (проводится только некоторыми крупными предприятиями)
Возможное решение Обновление статистических форм и системы управления данными, принимая во внимание опыт стран ЕЭК ООН/ВЕКЦА Разработка электронной системы для представления статистических форм в режиме онлайн Разработка эффективного механизма проверки информации, ужесточение законных требований в отношении процедуры представления отчетов предприятиями Модернизация существующих баз данных (связь с ГИС, связь с другими базами данных, такими как база данных мониторинга качества воды) Принятие показателей состояния окружающей среды на национальном уровне Наращивание потенциала и обучение персонала.
Благодарю за внимание!