Культура эпохи Средневековья
Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.
При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка) Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века 2. Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки. 3. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий. Историческаяточказрения Историческаяточказрения
4. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. 5. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья: Античность Средневековье 1. Всеобщая гармония мира 1. Несовершенство мира 2. Особая роль космоса 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Поиск справедливости 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Возможность стать подобным богам 5. Страх перед Судом и божьей карой Культурнаяточказрения Культурнаяточказрения
6 В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (ХIХII вв.) и готический (ХIIIХV вв.).
7 Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент арочная форма дверных и оконных проемов.
8 Середина ХII в. Мариен-кирхе Лаахе. Германия
9 Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция
Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский века - романский века Главные типы сооружений : - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм
Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.
Замки
Донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады.
Пизанская башня Выстроен из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую колокольню называют падающей башней, вследствие ее наклона из-за просадки грунта. В 1301 году ее последний ярус был смещен в противоположную сторону.
Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.
16 В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (ХIIХIII вв.), высокая готика (ХIII в.) и поздняя, или пламенеющая готика (ХIVХV вв., а в отдельных случаях ХVI в.).
Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.
Собор Парижской Богоматери
В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.
Готический стиль в архитектуре
Особенности прикладного искусства средневековья Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетеный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или стилизованные.
Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "минимум" и маленького размера.
Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюры Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, желтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Особенности скульптуры средневековья Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня "библию бедных.
Музыка средневековья Орган ФлейтаВолынка Шен
Из истории средневекового театра Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело. Театральное действие называлось - мистерия. Действие начиналось с пролога. Пролог читал священник. Поднявшись на деревянные подмостки, он обращался к шумной аудитории, заполнявшей городскую площадь, просил ее замолчать и выслушать благочестивую историю. Священник торжественно рассказывал библейскую легенду, затем воздавал хвалу богу и обещал молиться за тех, кто внимательно будет слушать и не мешать актерам делать их дело.
На сцена средневекового театра: На сцену выходил Бог и творил одно за другим свои чудеса, в райских кущах появлялись Адам и Ева, выползал Змей, соблазнял запретным яблоком прародителей, затем выходил грозный ангел с мечом, изгонял Адама и Еву из Рая, черти волокли их в Ад. Писатель БогАдам ЕваЗмей Черт
Другой жанр - Литургическая драма: от рождения до распятия Христа. Показывалась в церкви во время праздничных литургий, это был строгий, возвышенный стиль, действие сопровождал хор, текст был латинским.
Средневековье – это…
Термин Средние века ввели в историю и культуру итальянские гуманисты 16 в.
Временные рамки эпохи – V–XV вв. Эпоха подразделяется на три периода: раннее Средневековье V–X вв. зрелое Средневековье X–XIII вв.; позднее Средневековье XIV–XVвв.
Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире, Поя целебно мутный мрак веков. Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Пусть меч звенел в бою и на турнире, – Искал алхимик камень мудрецов, Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Ум утончался в преньях о вампире, Познать Творца пытался богослов, Познать Творца пытался богослов, И мысль качала мировые гири… И мысль качала мировые гири… В. Брюсов В. Брюсов
Художественная культура Средневековья Противоречивый образ эпохи
Рафаэль Санти говорил о Средневековье так: «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности». «…когда же Рим был разрушен и сожжён варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. … Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».
Жан-Жак Руссо писал: Жан-Жак Руссо писал: «Порталы наших готических церквей высятся позором для тех, кто имел терпение их строить».
« Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую « Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. и варварскую. Н. В. Гоголь Н. В. Гоголь
« Вряд ли в истории архитектур ы найдётся страница прекрасне е той, какою является фасад этого собора.…Э то как бы огромная каменная симфония, колоссальн ое творение и человека, и народа». В.Гюго В.Гюго
Приоритет социально- культурных ценностей средневековья. 1- Бог – центр мироздания 3–Мораль 2- Религия 4- Искусство 6- Право 7- Науки 5- Политика
Джордано Бруно
Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья. Теофиль Готье Теофиль Готье
Терминология средневековья Аскет Аскет Оклад Оклад Схоластика Схоластика Вагант Вагант Кодекс Кодекс Виварий Виварий Аллегория Аллегория Миниатюра Миниатюра Донжон Донжон Канон Канон Роза Роза Трактат Трактат Икона Икона Алтарь Алтарь Витраж Витраж