Выполнил ученик 9 класса Сморкалов Антон
Итальянский художник, декоратор, один из предтеч сюрреализма. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Наиболее странный и эксцентричный художник старой Европы – Джузеппе Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан 11 июля 1593, Милан) Итальянский живописец периода маньеризма. Родился в Милане в знатной семье. Дед Арчимбольдо был архиепископом, отец художником. Есть сведения, что в возрасте 22 лет он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II в качестве придворного художника.
Прага считалась в то время культурным центром всей Европы Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он изобретает и строит различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Рожденные им фантастические и изощренные творения - яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа 2, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо живописец, декоратор, классик маньеризма, один из предтеч сюрреализма. Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.
В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца.
«Зиму» можно рассматривать как (1973 г. Лувр): «Дерево то же тело. Его кора подобна коже, ветви волосам. Оно благоухает цветами, плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». К «Весне » взгляд притягивают множество тонко выписанных цветов в красочной композиции причудливой формы на глухом черном фоне, как олицетворение рассвета. Весна (1573 г. Лувр)
Арчимбольдо - автор 17 станковых картин. Самые популярные среди них- циклы «Стихии»и «Времена года». Художник создал целую галерею причудливых экзотических образов, его картины стали своеобразными моделями новых мистических изысканий своего времени. Знаменитый арчимбольдовский «Библиотекарь» – это поставленные друг на друга книжные фолианты плюс библиотечные ключи вместо рук.
Огонь 1566 г. Вена (изображение «Огня» вырисовывается в пирамиде утвари, используемой для извлечения и поддержания огня) Вода 1566 г. Вена («Вода» трактуется как дамский портрет, узнаваемый в нагромождении рыб и морских зверей.)
Земля 1566 г. Вена («Земли» – в скоплении диких и домашних животных,) Воздух 1566 г. Вена («Воздуха» составлен из разноперых птиц,)
Поэзия флоры Одна из поздних картин Арчимбольдо «Флора» была написана в 1588 г. в Милане, куда художник вернулся после многих лет пребывания в Праге. Однако он не прерывал связей с двором Рудольфа. Так, картина «Флора» была послана им в Прагу, откуда позднее вывезена в Швецию В работах Арчимбольдо, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены».
ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА Последняя картина Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом Рудольфа II». Они называют и дату создания «Вертумна» 1590 г. Арчимбольдо изображает Вертумна в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов и в то же время неожиданно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. Рудольф II был восхищен этим шедевром, именно за него Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. Ввертумн Замок Шкоклостер, Швеция (бог смены времен года у римлян).
Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, в духе маньеризма, когда форма иногда выглядит затейливей содержания и одна из главных задач – поражать воображение. Прием, изобретенный Арчимбольдо, пользовался большой популярностью, у него было множество подражателей, также составлявших их разнообразных предметов портреты и пейзажи. Затем следовал долгий период забвения, закончившийся в начале двадцатого века с появлением сюрреализма. Сальвадор Дали и другие художники этого направления считали Арчимбольдо своими предшественниками, и это вновь возродило интерес к искусству маньеризма. Автопортрет