ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА ЛЕТ Пучкова Елена Борисовна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой менеджмента и психологии управления МГГУ им. М. А. Шолохова
СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТА O Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития - физического, умственного, нравственного, социального.
ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ O Происходящие многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений.
ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ O Собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, на самого себя ( проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи ).
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАМЕДЛЕНИЕУСКОРЕНИЕ O занятость детей только учением, отсутствие других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать детей от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем. O огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей.
ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА O По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально - этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ВОЗРАСТА стремление быть и считаться взрослым. Возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок ( чувство взрослости ) - стремление быть и считаться взрослым. O Своеобразие этой особенности заключается в том, что отвергается своя принадлежность к детям, но еще и нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании взрослости окружающими.
ИСТОЧНИКИ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ O осознание и оценка сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании (« взрослость тела ») O установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым ( в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости )
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ Подражание внешним проявлениям взрослости : - асоциальное поведение : курение, употребление алкоголя, специфический лексикон - внешнее подражательство : взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания Ориентация на взрослого как на образец : - в качестве выполнения обязанностей и в овладении умениями - стремление занимать позицию его помощника
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ O Перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин. O Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. O Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ O Реакция оппозиции может быть вызвана у чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой требованием отлично учиться, проявлять успехи в каких - либо занятиях. O Реакция имитации как стремление подражать во всем определенному лицу или образу. Реакция эмансипации - проявляется в стремлении высвободиться из - под опеки и контроля старших. Реакция группирования - почти инстинктивное группирование со сверстниками как стремление найти свою социальную нишу.
ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ O " эгоцентрическая доминанта " - интерес к собственной личности ; O " доминанта дали " - установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние ; O " доминанта усилия " - тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях ; O " доминанта романтики " - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Основные личностные проблемы возраста O гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, O страх отвержения группой сверстников наиболее велик у 15- летних, O конфликты с родителями достигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируют все большую обеспокоенность своим будущим.
Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
РЕЗУЛЬТАТ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ