Семинар учителей начальных классов в МОУ Дубненская СОШ Дата: 27 января 2009 года
Тема семинара: «Педагогические технологии в начальной школе»
Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества; Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества; Систему образования и школу необходимо постоянно развивать. Систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы осуществляется посредством инноваций Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений. Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии(образовательные технологии) Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии(образовательные технологии)
Преимущества педагогических технологий: В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс; В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс; Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету; Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету; Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии; Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии; Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу; Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу; Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; Это чёткая организация на развитие творческой деятельности. Это чёткая организация на развитие творческой деятельности.
Трактовки понятия «педагогическая технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса Педагогическая технология - совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков) (И. П. Волков) Технология это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния Технология это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель) (В. М. Шепель)
Трактовка понятия «педагогическая технология» Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин)
Сущность педагогической технологии: Однозначное и строгое определение целей обучения; Однозначное и строгое определение целей обучения; Отбор и структура содержания; Отбор и структура содержания; Оптимальная организация учебного обучения; Оптимальная организация учебного обучения; Методы, приёмы и средства обучения; Методы, приёмы и средства обучения; Учёт необходимого реального уровня квалификации учителя; Учёт необходимого реального уровня квалификации учителя; Объективные методы оценки результатов обучения. Объективные методы оценки результатов обучения.
Понятие « педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Структура педагогической технологии концептуальная основа; концептуальная основа; содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности: Концептуальность; Концептуальность; Системность; Системность; Управляемость; Управляемость; Эффективность; Эффективность; Воспроизводимость. Воспроизводимость.
Классификация педагогических технологий: КлассификацияПедагогическихТехнологий: АвторитарныетехнологииДидактоцентри-ческиеЛичностно-ориентированные технологии технологии
Личностно-ориен-тированныетехнологии Гуманно-ЛичностныетехнологииТехнологиисотрудничестваТехнологиисвободноговоспитанияЭкзотерическиетехнологии
Классификация педагогических технологий (по В.Т.Фоменко) Классификация педагогических технологий (по В.Т.Фоменко) на деятельностной основе. на деятельностной основе. на концептуальной основе. на концептуальной основе. на крупноблочной основе. на крупноблочной основе. на опережающей основе. на опережающей основе. на проблемной основе. на проблемной основе. на личностно-смысловой и на эмоционально- психологической основе. на личностно-смысловой и на эмоционально- психологической основе. на альтернативной основе. на альтернативной основе. на ситуативной (игровой) основе. на ситуативной (игровой) основе. на диалоговой основе. на диалоговой основе. на взаимной основе. на взаимной основе. на алгоритмической основе. на алгоритмической основе. на программированной основе на программированной основе
Классификация педагогических технологий (по Г.К.Селевко) По уровню применения: общепедагогические, частно – методические (предметные) и локальные (модульные); По уровню применения: общепедагогические, частно – методические (предметные) и локальные (модульные); По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные … По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные … По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические; По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические; По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористические, гештальттехнологии, интериоризаторские и развивающиеся. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористические, гештальттехнологии, интериоризаторские и развивающиеся. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные. общеобразовательные и профессионально-ориентированные … По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные. общеобразовательные и профессионально-ориентированные … По типу организации и управления познавательной деятельностью По типу организации и управления познавательной деятельностью
Обзор современных педагогических технологий : Технологии личностно – ориентированного метода; Метод проектов; Метод проектов; Информационные технологии; Информационные технологии; Технологии деятельностного метода; Технологии деятельностного метода; Технологии групповой и индивидуальной работы: Технологии групповой и индивидуальной работы: Технологии дифференцированного обучения; Технологии дифференцированного обучения; Технологии модульного обучения; Технологии модульного обучения; Технологии проблемного обучения. Технологии проблемного обучения.
Пожелания Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе; Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе; Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове; Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове; Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим; Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим; Пусть светит в вашем классе радуга открытий; Пусть светит в вашем классе радуга открытий; Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность; Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность; Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света; Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света; Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком; Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком; Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятёрки» и успехи льются рекой; Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятёрки» и успехи льются рекой; Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект !!!!!!!!!! Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект !!!!!!!!!!
Спасибо! Презентацию подготовила Кравченко Оксана Николаевна заместитель директора по УВР МОУ Дубненская СОШ Чеховского района Московской области поток