Модульная технология на уроках математики Составитель: учитель математики Макарова И.В.
Основная задача учителя – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Один из видов педагогической технологии – МОДУЛЬНАЯ. Суть модульной технологии – учить детей самостоятельно учиться. Перспективность модульного обучения характеризуется опережающим изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Преимущества для учеников: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.
Преимущества для учителей: учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся: ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы; ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей: учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей; учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.
Алгоритм составления модуля Определение места модульного урока в теме. Формулировка темы урока. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. Подбор необходимого фактического материала. Отбор методов и форм преподавания и контроля. Определение способов учебной деятельности учащихся. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий(оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию. Составление модуля данного урока. Подготовка необходимого количества копий текста урока.
Памятка ученику для работы по модулю Готовность ученика к работе на уроке по модульной программе определяется: - умением слушать, логически мыслить, делать выводы; - самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой. 1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. 2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право! 3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе. 4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом.
Лист контроля Класс______ Фамилия, Имя __________ Этапы работыКоличество заданийИтого УЭ УЭ- 2 Итого Ф.И.учащихсяУЭ-1УЭ-2УЭ-3УЭ-4 Лист контроля учителя
Теорема Виета Урок алгебры в 8 классе с применением модульной технологии
УЭ-0. Интегрирующая дидактическая цель В процессе работы над модулем, учебными элементами вы должны: обобщить и систематизировать свои знания о приведенных квадратных уравнениях; изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета; применять эти теоремы при решении уравнений по аналогии
УЭ-1. Входной контроль 1. Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? 2. Запишите на доске формулу корней приведенного квадратного уравнения? 3. Привести уравнение к виду x 2 + px + q = 0. a) 2x 2 –20x+54=0; б) 3х 2 +21х–9=0; в) 5х 2 +3х-8=0. 4. Решите приведенные квадратные уравнения: а) х 2 -6х-16=0; б) х 2 +2х-8=0.
УЭ-2 Цель: изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета.
1. Прочитайте материал учебника. 2. Теорему Виета выпишите в тетрадь. 3. Разберите решение задач 2 и Выпишите в тетрадь теорему, обратную теореме Виета. 5. Изучите решение задачи По вопросам, непонятным вам, проконсультируйтесь с учителем. Работайте в парах Работайте с учебником стр Обсудите с соседом Помощь учителя
Вопросы контроля 1. Сформулируйте теорему Виета. 2. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. 3. Назовите сумму и произведение корней квадратного уравнения: а) х 2 +2х-3=0; б) х 2 -15х+64=0. 4. Назовите приведенное квадратное уравнение, имеющее корни: а) х 1 =-2; х 2 =1; б) х 1 =3; х 2 =-4.
УЭ-3 Цель: отработать теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета при решении уравнений
Решите 455(неч.), 456(неч.),463, 464, дополнительно 738. По непонятным вопросам проконсультируйтесь с учителем. В процессе выполнения заданий из учебника покажите решение их на доске Оцените свою работу. Работайте в парах Работайте с учебником стр.126, 127, 198 Работайте вместе с классом Проверьте свое решение В таблице Оценка поставьте соответствующее число баллов. Каждое правильно решенное задание – 1 балл
УЭ-4. Самостоятельная работа Вариант I 1. Найдите сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: а) х 2 +8х- 3=0; б) х х+90=0. 2. Решите приведенное квадратное уравнение по теореме, обратной теореме Виета: а) х 2 - 6х+5=0; б) х 2 +2х- 120=0. Вариант II 1. Найдите сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: а) х 2 +5х- 31=0; б) х 2 -х+23=0. 2. Решите приведенное квадратное уравнение по теореме, обратной теореме Виета: а) х 2 +2х-35=0; б) х 2 -х- 72=0.
УЭ-5. Самооценка Если вы набрали – 11 баллов и выше, то оценка 5. Если вы набрали – баллов, то оценка 4. Если вы набрали – 7-8 баллов, то оценка 3. Ниже 7 баллов – еще раз проработайте модуль.
УЭ-6. Итоги урока Вернитесь к УЭ-0. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени? Подчеркните соответствующее слово: отлично, хорошо, плохо. Выберите домашнее задание: Если вы справились со всеми УЭ модуля, то домашнее задание § 29, 455(чет.), 456(чет.). Если в работе встречались трудности и были допущены ошибки – еще раз проработайте модуль, обратитесь за консультацией к учителю.