Технология разработки адаптированной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
При определении адаптированной образовательной программы ключевым моментом является понятие «образовательная программа» - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации. Данный комплекс состоит из учебного плана, календарного учебного графика рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) оценочных и методических материалов иных компонентов
Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ или с инвалидностью). Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого обучающегося с ОВЗ.
Структура адаптированной образовательной программы может быть такой: Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций ПМПК; Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения; Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения; Индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы педагога- психолога, программы учителя-дефектолога - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений).
Объекты адаптации и модификации. Программы учебных предметов Учебники и рабочие тетради Формы организации обучения Способы учебной работы учащимися (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.
Модификация программ учебных предметов При составлении адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть: частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала; пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы; снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса; определить время, необходимое для изучения каждой темы; предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.
Модификация учебных пособий Обеспечение двухуровневыми учебниками и /или рабочими тетрадями или дополнительной учебной тетрадью с упрощенным содержанием.
Методическая поддержка работы с учебником предоставление учащимся краткого содержания изучаемой главы учебника; маркировка важной для учащихся с ОВЗ информации; предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями, синонимическими заменами; обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета; разработка и использование вспомогательных учебных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника.
Модификация организации учебного пространства в классе расположение мебели, обеспечивающее учащимся работу индивидуально, парами, небольшими группами; обеспечение достаточного пространства для передвижения учащегося с ОВЗ; наличие в классе «кабинета» для индивидуальной работы; наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ и уважительное отношение к этим правилам других учащихся класса; поддержание тишины во время интенсивной работы, а также во время устных ответов учеников класса; близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю; предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения задания, упражнения.
Модификация способов предъявления и выполнения заданий предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме; неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ; объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе; выявление понимания учащимся инструкции, задания; поэтапное разъяснение заданий; поэтапное (пооперационное) выполнение задания ( (возможно использование предметно-операционных карт); демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе учащегося; выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ; выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна; индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.
Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное); ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки; разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; предоставление возможности выбора контрольного задания; объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.); разрешение устных ответов по читаемым текстам; оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей; неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов; предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом; акцентирование внимания на достижениях ученика.
Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса: модификация деятельности педагогического коллектива (кооперация и сотрудничество, работа в команде, взаимопомощь, единство требований и согласованность методических подходов); модификация взаимоотношений и сотрудничество школы с родителями, участие родителей в учебном процессе в качестве ассистентов, подготовка ими специальных дидактических материалов, ежедневное индивидуальное личное и виртуальное общение; составление и реализация индивидуального плана коррекции поведения учащегося с ОВЗ, а также (при необходимости) обычных учащихся; воспитание социально приемлемого поведения в ситуациях индивидуальной и коллективной учебной деятельности как для учащихся с нормативным развитием, так и для учащихся с ОВЗ (самостоятельное принятие решения и ответственности за это решение; умение договариваться; уступать; соблюдать очередность); педагогическому персоналу необходимо научиться избегать реакций, обусловленных чувством жалости к ребенку с ОВЗ; поощрение стремления обычных учащихся к общению, взаимодействию с интегрированным /включенным одноклассником, к оказанию ему помощи.
Этап Шаги разработки адаптированной образовательной программы Содержание деятельности.Результат Предвари тельный Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей Администрация школы определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.); заключается договор с родителями проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Понимание специфики семьи, предварительный план действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде. Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации. Рекомендаций ПМПК
Диагностичес кий Изучение результатов комплексного психолого- педагогического обследования Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности – комплексно); Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов. Принятие решения о необходимости разработки АОП. Конкретизация и коррекция собственных представлений о возможностях и проблемах ребенка. Определение стратегии по выстраиванию сотрудничества и продуктивного взаимодействия
Разработка Определение необходимых структурных составляющих АОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. Анализ содержания основной образовательной программы с точки зрения возможностей ребенка ее освоить. Адаптация содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов, формирование, использование поддерживающих стратегий. Приказ об утверждении АОП При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации АОП Четкое формулирование цели АОП (совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации АОП Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты) Планирование форм реализации разделов АОП Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы
Реализация Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной работы у ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; Организация мониторинга эффективности коррекционной работы Успешная адаптация ребенка с ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития, продуктивность учебной деятельности ребенка, формирование основных компетенций
Анализ и коррекция Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, Динамики развития и учебных достижений ребенка Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период. Выявление наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательную среду, внесение корректив в АОП
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.